+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости компании

Что нужно, чтобы хорошо выступать дуэтом (в паре)? Ответ на этот вопрос в видеорассказе участников команды "Меткое слово" Антона Демьянова и Анны Кузнецовой. 

 

Сегодня команда "Меткое слово" завершила проведение серии занятий по ораторскому искусству в Красноармейском районе Волгограда. Ребята из мини-группы, с которой велась работа, были просто супер - эрудированные, позитивные и "заряженные" на активное освоение предлагавшегося материала. Благодаря серьезному подходу, каждый из них смог заметным образом повысить свое ораторское мастерство. Это был отличный проект! 

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех представительниц прекрасного пола с праздником весны и 8 марта! Желаем милым дамам красоты, солнечного настроения, счастья и всего наилучшего!  

 

Сегодня в рамках бизнес-интенсива "Мое дело", организованного для предпринимателей Волгоградским Центром защиты и развития бизнеса "Дело", руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел мастер-класс на тему "Деловое общение и эффективные переговоры". Хочется выразить благодарность организаторам за предоставленную возможность выступить, а участникам за позитивность и активность. Мероприятие прошло отлично! 

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех защитников Отечества с праздником! Желаем благополучия и крепкого здоровья!

 

 

Блог

Важнейшим фактором, обеспечивающим успех человеческой коммуникации, является умение оратора говорить на понятном, для слушающих его людей, языке. Это в полной мере справедливо как для публичных выступлений, так и для общения в режиме «тет-а-тет».
Вы можете быть сколь угодно харизматичной, эмоциональной, яркой, динамичной и выразительной персоной. Однако, если люди не будут понимать используемые вами слова и выражения (длинные витиеватые формулировки, профессиональные термины, сленг, заимствованные иностранные слова и т.п.), то вы будете для них человеком «с другой планеты», издающим какие-то странные звуки. А к тем, кого люди не понимают, всегда относятся с недоверием и настороженностью. Следовательно, их умы и сердца будут для оратора закрытыми дверями.
Всегда старайтесь говорить так, чтобы любой ваш слушатель мог вас легко понять.
И в заключении, анекдот в тему поста.
Шестилетний мальчик, откусив кусочек яблока, положил фрукт на стол и увлекся игрой со своими машинками. Через некоторое время он вернулся к яблоку, посмотрел на него, а потом задал вопрос находившемуся рядом с ним отцу: «Папа, а почему яблоко там, где ты его откусил, становится коричневым?». «Понимаешь», - ответил отец, - «все дело в том, что плод яблони, как объект растительного мира, богат разными химическими веществами, в том числе железом. И когда ты откусываешь кусочек яблока, то тем самым нарушаешь целостность защитной кожицы, покрывающей тотально весь фрукт. Вследствие этого, содержащееся в яблоке железо вступает в химическую реакцию с кислородом, который входит в состав атмосферного воздуха нашей планеты. Все это приводит к окислительным процессам, в результате которых образуется вещество, которое окрашивает яблоко в месте нарушенной его целостности в коричневый цвет. При этом интенсивность окраски яблока в коричневый цвет зависит от того, насколько бурно и длительно шел окислительный процесс».
Некоторое время в комнате царила полная тишина. Отец подумал, что ребенок все понял и поэтому не задает никаких уточняющих вопросов. Одновременно с этим он ощутил некоторый прилив гордости за то, что смог так грамотно и четко все рассказать сыну в ответ на его неожиданный вопрос. И в этот самый момент мальчик робко произнес: «Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?».

Алексей Дудин

Многие люди отмечают, что когда им приходится выступать публично, они сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, им бывает сложно подобрать правильные слова, а во-вторых, бывает трудно произнести речь с желаемой интонацией. Если для вас описанные проблемы также актуальны, то могу порекомендовать одну практику. Она помогает заметно расширить словарный запас, а также овладеть искусством придавать своим словам желаемую эмоциональную окраску. Речь идет про чтение стихов вслух.
Выберите несколько небольших поэтические произведений и неторопливо прочитайте их. Сначала сделайте логический разбор текста и незнакомых слов (если таковые имеют место быть), а затем включите воображение и ассоциативное мышление. Постарайтесь как можно более полно ощутить душевные переживания, рождающиеся у вас внутри при чтении каждого стихотворения. Постарайтесь найти гармоничное понимание как логической, так и эмоциональной составляющей выбранных произведений.
А после этого попробуйте прочитать каждое стихотворение вслух (именно вслух, а не про себя), вложив при этом в произносимые слова все те смыслы, чувства и эмоции, которые вам удалось найти и ощутить на предыдущем этапе. Старайтесь сделать процесс чтения поэзии максимально живым, а не механическим процессом.
Продолжая описанную практику на регулярной основе, вы довольно скоро сможете обнаружить, насколько сильно она обогащает вас, как оратора. Во время публичных выступлений у вас будут гораздо легче и быстрей находиться нужные слова, а кроме того, ваша речь станет гораздо более эмоциональной и выразительной.

Валерий Зорин

В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» есть примечательный отрывок:
«[...]Обедать с доктором философии Опиром оказалось очень удобно. Можно было есть, пить и слушать. Или не слушать. Доктор Опир не нуждался в собеседнике. Доктор Опир нуждался в слушателе. Я в разговоре не участвовал, я даже не подавал реплик, а доктор Опир с наслаждением ораторствовал, почти не прерываясь, размахивая вилкой, но тарелки и блюда перед ним пустели тем не менее с прямо-таки таинственной быстротой. В жизни не встречал человека, который бы так искусно говорил с набитым и жующим ртом».
Примечателен этот отрывок, помимо талантливого описания персонажа художественного произведения, еще и тем, что здесь кратко, но весьма красноречиво перечислены антилайфхаки - то, чего оратору как раз-таки делать НЕ надо.
Воспользуемся приведенным фрагментом, чтоб сформулировать рекомендации по правильному построению выступления, качество которого однозначно возрастает, если оратор:
- не просто вещает («нуждается в слушателе»), а взаимодействует с аудиторией («нуждается в собеседнике») - обращается к публике, задает вопросы и отвечает на них;
- делает смысловые и интонационные паузы в своем выступлении (периодически «прерывается»), в том числе, для взаимодействия с аудиторией;
- подкрепился ПЕРЕД длительным выступлением качественной пищей, насыщенной протеинами. Этот простой лайфхак вмещает в себя 3 аспекта: протеин успеет начать расщепляться на аминокислоты, снабжая оратора силой и энергией; будет соблюден эстетический аспект; в конце концов, говорить с набитым ртом попросту неудобно.
Так художественные произведения помогают нам повторять и уяснять важные принципы в ораторском мастерстве. Обращайте внимание на них, и пусть ваши публичные выступления становятся с каждым разом более качественными и вдохновляющими.

Антон Демьянов

Некоторые спикеры (особенно начинающие) считают необходимым начать выступление с извинения за низкий уровень своей ораторской квалификации. Мол, простите, я не очень хороший спикер, да и к тому же сильно волнуюсь. Поэтому у меня вряд ли получится блестящее выступление, но вы уж потерпите, пожалуйста. Или говорят, что было мало времени на подготовку, поэтому выступление будет «так себе», но если бы времени было больше, то тогда, конечно все бы было просто «супер-пупер».
Мне такое начало работы с аудиторией кажется категорически неприемлемым по двум причинам.
Во-первых, извиняясь за низкий уровень ораторской квалификации, спикер тем самым изначально настраивается на поражение и параллельно с этим пытается снять с себя ответственность за качество выступления. Вследствие этого он начинает работать не в полную силу, а в лучшем случае на 60%-70% от возможного максимума.
Во-вторых, произнося обозначенные выше фразы, оратор своими руками (вернее говоря, словами) настраивает аудиторию против себя. Отсутствие большого опыта, волнение или малое количество времени на подготовку не означает автоматически плохого выступления. Но, слушатели, которые на первой минуте общения с оратором узнают от него, что им предстоит услышать откровенно слабую и неподготовленную должным образом публичную речь, начинают думать: «А зачем тогда этот чудак вообще вышел на сцену и взял микрофон? Почему он решил, что имеет право тратить наше время, занимая его какой-то ерундой?». И, соответственно, начинают скучать, дремать, «ковыряться» в мобильном телефоне или злиться. Последний вариант особенно актуален для случаев, когда посещение мероприятия было платным или отняло много времени на дорогу.
Задача оратора сделать любое выступление максимально полезным, интересным и комфортным для аудитории. Поэтому вместо того, чтобы извиняться за свой малый опыт или отсутствие должного времени на подготовку, лучше сосредоточить внимание на том, чтобы выступить максимально хорошо. Сфокусируйтесь на обозначенном моменте, как на этапе подготовки публичной речи, так и на этапе работы с аудиторией. Сделайте все возможное чтобы провести достойное выступление. Получится сделать все хорошо - прекрасно. Будут огрехи - учтете их на будущее и извинитесь в конце своего общения с аудиторией. Но ни в коем случае не «убивайте» выступление на первых минутах выхода к публике своими извинениями за низкий уровень ораторской квалификации или плохое качество проработки материала.

Алексей Дудин

Нередко в нашей речи присутствуют "слова-паразиты" (а также выражения и восклицания), которые не несут никакой смысловой нагрузки. Такие как: "то есть...", "как бы...", "типа...", "ну...", "э...", "гм...", "ммм...", "в общем", "короче говоря" , "это самое" и т.п.

Они делают нашу речь значительно менее четкой, понятной, интересной и убедительной, чем она могла бы быть. Поэтому, если вы хотите добиться высот ораторского мастерства, то вам важно очистить свою речь от любых "мусорных" слов, выражений и восклицаний.

Это требует планомерной и целенаправленной работы. Ее логику можно описать в четырех ключевых шагах.

Во-первых, нужно начать внимательно следить за тем, что и как мы говорим, когда выступаем публично и когда общаемся тет-а-тет.

Во-вторых, выявить свой персональный набор "слов-паразитов" на текущий момент.

В-третьих, приучить себя делать паузы в тех местах, когда возникает желание произнести что-то лишнее.

В-четвертых, время от времени проверять не затесалось ли в вашу речь какое-нибудь новое "мусорное" словечко или выражение.

Уделите внимание работе над чистотой своей речи по описанному алгоритму и ваша коммуникация с окружающими людьми выйдет на новый уровень!  

Алексей Дудин

Если вам предстоит выступать публично, вы должны тщательно продумать не только план своей речи, но и внешний облик. Как гласит известная поговорка, встречают по одежке. Поэтому внешний вид спикера (прическа, одежда, обувь, аксессуары) имеет большое значение. Он может как помочь оратору провести хорошее выступление, так и помешать этому.
Ключевые правила, которым важно следовать - это соответствие внешнего облика спикера той аудитории, перед которой он будет выступать, а также его адекватность времени, месту и обстановке, в которой будет проходить работа со слушателями.
За исключением непреодолимых форс-мажорных ситуаций вам будет глупо приходить в майке, шортах и сланцах в конференц-зал, где намечено выступление перед банкирами. Аналогичным образом, будет странным решением придти в смокинге на неформальную встречу, которая предполагает дружеское общение спикера со слушателями без всякого официоза.
У каждого из нас есть внутренний фильтр "свой - чужой", благодаря которому мы формируем первое впечатление о человеке и затем относим его к людям своего круга, заслуживающим доверия, либо к категории "чужих", странных и непонятных людей, не вызывающих у нас доверия. Работа указанного фильтра во многом основана на подсознательной оценке именно внешнего облика незнакомца.
Поэтому чтобы повысить свои шансы на успех в ходе публичного выступления, оратору важно стремиться использовать тот внешний образ, который поможет аудитории отнести его к категории "своих людей", заслуживающий внимания и доверия.

Алексей Дудин

Сквернословие само по себе плохое дело, а когда рядом дети - плохое вдвойне. Ведь дети мгновенно "подхватывают" и начинают повторять то, что делают взрослые.

Регулярное использование бранных слов приводит к существенному уменьшению словарного запаса. Когда на протяжении долгого времени человек словом из трех букв заменяет десяток других разных слов, то потом подобрать нужное существительное, прилагательное или глагол становится проблемой.

Друзья, давайте учить детей говорить хорошо, красиво, правильно и обходиться без сквернословия. От этого всем будет только польза. И, конечно же, давайте быть для детей в обозначенной вопросе положительным примером. Потому что самым лучшим способом воспитания является не чтение нотаций и нравоучений, а живой и наглядный пример.

 Алексей Дудин

Регулярно на тренингах по ораторскому искусству наблюдаю людей, которые хорошо выглядят и нормально говорят (т.е. умеют понятно излагать свои мысли и не имеют каких-либо явных дефектов речи), но при этом убеждены, что они плохие спикеры. И это мешает им проводить хорошие публичные выступления и получать от них удовольствие. 

Почему так происходит? Потому, что людям не хватает веры в себя и свои силы.

Возможно ограничивающие убеждения сформировались у них в детстве. А может быть низкая самооценка стала следствием каких-то сложных жизненных обстоятельств, с которыми человек столкнулся во взрослом возрасте. Не суть. 

Практика показываает, что за исключением крайне редких случаев (когда без помощи психолога или психотерапевта не обойтись) обрести недостающую уверенность в себе и своих силах можно достаточно просто - за счет регулярной практики публичных выступлений. Постоянно готовясь к работе с аудиторией и произнося речи перед слушателями, человек раз за разом убеждается, что "не боги горшки обжигают" и что у него есть все необходимое, чтобы быть хорошим спикером. В какой-то момент (у каждого он по времени свой) срабатывает кумулятивный  эффект и человек, как оратор, переходит в своем развитии на качественно новую ступень, позволяющую ощущать драйв и удовольствие от публичных выступлений. После этого каждая встреча с аудиторией начинает проходить кардинально по-другому. Ярко, интересно, продуктивно. 

Есть хорошая фраза о том, что уверенность в себе и своих силах - это не дар, полученный свыше, а результат регулярной и упорной работы над собой. Если вам кажется, что вы не очень хороший спикер, который чрезмерно много волнуется при встрече с аудиторией, берите ее на вооружение. Регулярно  ищите и находите поводы для ораторской практики. Двигайтесь от простого к сложному. От коротких выступлений перед небольшим количеством знакомых слушателей (родственников, друзей, коллег) к длительным выступлениям перед большим количеством незнакомых людей (проведению лекций, семинаров, круглых столов, конференций и т.п.). Подбадривайте и мотивируйте себя идти вперед. Практикуйтесь. Развивайтесь. Совершенствуйтесь. Укрепляйте веру в себя и свои силы. И в какой-то момент результат будет настолько хорошим, что превзойдет самые смелые ожидания и мечтания, которые были в начале вашего пути. 

Алексей Дудин

Известная фраза гласит, что глаза - это зеркало души. Во время коммуникации во взгляде каждого из нас отражается очень и очень много. Наше состояние, эмоции и отношение к тому, кто нас слушает. Если во время общения мы прячем взгляд, то большинство людей начинает ощущать дискомфорт. Они как будто ощущают себя обделенными. Им не хватает зрительного контакта. Кроме того, отсутствие визуального контакта в ходе общения нередко истолковывается как неискренность.

Именно поэтому оратор не имеет права игнорировать данный момент при проведении публичного выступления. Спикеру необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией. При этом важно избегать ошибки начинающих ораторов, которые выбирают среди слушателей двух-трех человек и смотрят только на них. Спикер должен уделять свое «визуальное внимание» всем слушателям.

Когда речь идет о большой аудитории можно условно разделить все пространство, где находятся слушатели на три сектора (центральный, а также два боковых - левый и правый) и затем во время произнесения речи обращать свой взгляд к слушателям каждого из выделенных секторов. Практика показывает, что когда спикер обращает взор в адрес какого-либо сектора аудитории, каждому слушателю соответствующего сектора кажется, что оратор смотрит именно на него. Благодаря этому у слушателя возникает ощущение, что спикер его видит и уделяет ему внимание.

Приведу один пример. Некоторое время назад мне довелось побывать на торжественно-деловом форуме, проходившем в столице нашей страны. После того как завершилась официальная часть, сцена была предоставлена в распоряжение популярных артистов, приглашенных организаторами, чтобы порадовать и развлечь участников мероприятия.

И вот на сцене оказалась певица Натали. Она исполняла свою известную песню «О Боже, какой мужчина!». Как опытная артистка, Натали отлично установила визуальный контакт с аудиторией и затем поддерживала его по описанной схеме, обращая свой взгляд в сторону то одного, то другого сектора зрительного зала. Благодаря этому, судя по реакции мужской части аудитории, каждому представителю сильного пола казалось, что песня исполнялась именно для него.

Друзья, при подготовке и проведении публичных выступлений помните о важности установления и поддержания зрительного контакта с аудиторией. Уделяйте должное внимание данному аспекту работы со слушателями и это, раз за разом, будет добавлять дополнительные баллы в копилку успешности вашего публичного выступления.

Алексей Дудин

06.11.2018
Правило трех "П"
06.11.2018

Друзья, представьте себе ситуацию. Вы стоите на сцене за кулисами. Они вот-вот откроются. Софиты готовы осветить вас и представить публике. Зал полон. Вам предстоит через пару мгновений начать общаться с аудиторией.

Ваши мысли и чувства?

"Ужас! Что делать?" или же "Ура! Сейчас будет драйв!".

Волнение, безусловно, будет присутствовать у любого оратора, но генеральный эмоциональный и интеллектуальный настрой будет зависеть от того воспользовался ли спикер до выхода на сцену правилом трех "П".

Что это за правило?

Очень простое!

Любое публичное выступление будет по плечу, если:

1) Поверить в себя;

2) Подготовиться надлежащим образом;

3) Провести несколько репетиций грядущего выступления.

Друзья, пользуйтесь правилом трех "П" и осваивайте новые высоты ораторского мастерства!

И как говорил мастей Йода из "Звездных войн": "Да прибудет с вами сила!".

Алексей Дудин

Теги: риторика, публичные выступления, оратор, ораторство, полемика, ораторское искусство, ораторское мастерство, меткое слово, мастерская риторики, мастерская публичных выступлений, ораторский тренинг в Волгограде, тренинг по переговорам в Волгограде, тренинг по проведению презентаций в Волгограде, ораторская мастерская в Волгограде, тренинг по риторике в Волгограде, публичные выступления в Волгограде, деловая риторика в Волгограде, деловые коммуникации в Волгограде, ораторское сообщество в Волгограде.