+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Пятнадцатого апреля 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений Алексей Дудин в онлайн-режиме провел лекционное занятие по вопросам деловых коммуникаций для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, обучающихся в Волгоградском государственном университете (ВолГУ) по направлению "Стратегический и проектный менеджмент". По отзывам слушателей информация была для них интересной и полезной.

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" решила открыть рубрику "Вопрос-Ответ" в рамках сообщества "Риторика. Публичные выступления. Ораторство" в социальной сети "ВКонтакте".

В рамках рубрики планируется публиковать видеответы на вопросы, которые будут поступать от участников сообщества.  

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех дам с праздником весны и 8 марта! Желаем солнечного настроения, любви и всего наилучшего!

 

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех защитников Отечества с праздником! Здоровья и благополучия!

 

 

В январе 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин выступил в роли преподавателя по эффективным технологиям публичных выступлений в рамках программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью», которая реализовывалась Институтом дополнительного образования Волгоградского государственного университета (ИДО ВолГУ).

 

 

Блог

Хочу поделиться своим мнением о книге Мэтта Эвери "Как научиться выступать на публике за 7 дней". 

Во-первых, отвечая на вопрос, вынесенный в названии книги, хочется сказать - никак. Но, это не страшно. Точнее, не так. Научиться публично выступать за 7 дней можно. Но чтобы уметь делать это хорошо, и автор подчеркивает эту мысль с первых строк книги, важно регулярно упражняться. Роль постоянной практики в деле освоения процесса выступлений основополагающая и критичная.

Книга небольшая по объему. Условно разбита на главы - «дни» - в каждый из которых предлагается освоить определённые вопросы, относящиеся к выступлению на публике: подготовка текста, работа с голосом и телом, взаимодействие с аудиторией, освобождение от нервозности, выделение главного.

Можно было бы сказать, что в книге много «воды» и авторских самоповторов. Но в данном случае отнесу это к плюсам - постоянное повторение уже озвученных правил и принципов, рассказанных в разных контекстах, ведет к лучшему усвоению материала читателем. А коль скоро автор выделил на освоение приемов и практик оратора 7 дней (что, согласитесь, немного), то такое подспорье как нельзя кстати.

За эти 7 дней-глав читатель приобретает более чем базовый набор знаний по вопросам качественного публичного выступления: как его подготовить и провести.

В книге есть и основы теории в разумных дозах, и практические упражнения для выполнения читателем - в частности, упражнения на разминку тела и голосового инструмента перед выступлением для снижения напряженности и снятия нервозности.

В конце каждой главы даны списки из 10 вопросов для более полного и качественного усвоения материала. То есть, помимо справочного, имеется еще и обучающий эффект. Отчасти похоже на книги Б.Трейси - по количеству информации и стилю ее преподнесения.

Если кратко взять выжимку из книги, которая суть - выжимка из прочих книг на данную тематику, то получится примерно такой список лайфхаков оратора:

- готовьте речь - изучайте источники, прорабатывайте материалы, пишите текст выступления;

- избегайте лишнего;

- придерживайтесь плана;

- избавляйтесь от нервозности и суетливости;

- производите положительное впечатление;

- делайте паузы и, если это очень надо, используйте вспомогательные презентационные материалы - слайды и ролики.

Книгу можно посоветовать тем, кто начинает славный путь к высотам ораторского мастерства, либо еще не достиг его вершин. В ней есть основное, что нужно знать и уметь при подготовке и проведении выступления перед публикой, а также приведены практические упражнения, которые можно использовать при самостоятельных тренировках. 

Антон Демьянов

Недавно был с семьей на отдыхе в Кисловодске. В многих кафе, расположенных на Курортном бульваре, по вечерам играет живая музыка. Сидишь, кушаешь и слушаешь музыкантов, которые чинно и степенно исполняют свою программу. Хорошо играют, хорошо поют, но зачастую без какого-то внутреннего огонька. Возможно потому, что исполняют те или иные музыкальные композиции в четыреста семьдесят первый раз, вследствие чего работают на «автомате», утратив живость и не ощущая куража от происходящего.
И вот в один из вечеров на Курортном бульваре, по которому мы прогуливались, два паренька устроили музыкальное представление, исполняя различные популярные песни, нередко в своей авторской манере. Достаточно быстро вокруг них образовался заметный круг слушателей. Пожалуй, ребята не были столь профессиональны как музыканты, выступающие в кафешках, но в них было столько энергии, азарта и позитива, что это сразу привлекало и подкупало слушателей. Люди стояли и смотрели на ребят, а также делились с ними своими монетами и банкнотами. Они воспринимали их не как фон, дополняющий ужин, а как «основное блюдо» - представление, дарящее им удовольствие и радость за которое они были готовы заплатить.
«Какое это имеет отношении к ораторскому искусству?», - спросите вы. «Прямое», - отвечу я. Внутренний драйв и азарт от проводимого выступления очень важны для оратора. Их не заменить выученными приемами и техниками публичной речи. Ибо красивые слова без искреннего живого наполнения подобны красивой обертке под которой скрывается пустота.
Поэтому как бы высоко вы не забрались на гору ораторского мастерства, стремитесь сохранить в себе при работе с аудиторией живость, искренность и драйв. Тогда ваши слушатели будут ощущать, что вы по-настоящему интересуетесь общением с ними и стремитесь передать им свои мысли и идеи от сердца к сердцу. И уже только за это они будут благодарны вам и будут готовы простить вам огрехи в технике вашей речи или манере проведения выступления.


Алексей Дудин

У каждого хорошего выступления есть основная мысль.

Это та суть, которую оратор стремится донести до аудитории. Это то, к чему спикер хочет призвать, о чем поведать, что рассказать.

Главная мысль всегда выражается одной простой фразой или предложением.

А вот для ее донесения до аудитории могут быть использованы различные тезисы, примеры, истории, цифры, данные, анекдоты, в конце концов.

Основная идея выступления должна быть услышана и понята аудиторией.

Только в этом случае можно считать, что выступление прошло успешно.

Спустя какое-то время после прослушивания речи люди могут забыть подробности и детали. Например, могут забыть во что был одет оратор, какая была погода в тот момент времени, сколько точно длилось выступление. Но главную мысль выступления они должны запомнить надолго, в идеале, навсегда.

Если спикеру удалось этого добиться, значит, он смог достучаться до умов и сердец слушателей и запасть им в душу. Значит, его выступление удалось. В противоположность этому, если слушателям запомнилась одежда спикера или длительность речи оратора, а не главная мысль выступления, то это значит, что речь была произнесена напрасно. Она прошла мимо ушей слушателей, не затронула их сердца и не осталась в их памяти.

Если вы хотите проводить публичные выступления качественно, то продумывайте главную мысль каждого своего выступления, а также способы ее донесения до аудитории. Это позволит вам сконцентрироваться на главном. От раза к разу ваши выступления будут становиться лучше и лучше. Ведь, хорошими ораторами не рождаются, а становятся. В результате постоянной практики и совершенствования.

 

Алексей Дудин

Одинаково ли воспринимают окружающий мир мужчины и женщины? Конечно, нет. Ведь не случайно существует шутка, что мы с разных планет – сильная половина человечества с Марса, а прекрасная – с Венеры. И игнорировать гендерные особенности восприятия оратору никак нельзя. Иначе можно попасть впросак.

В рамках данного поста, хочу отметить три важных, с моей точки зрения, момента.

Первый момент. Для мужчин более важно, что будет говорить оратор, в то время как для женщин, как будет выглядеть спикер и как себя вести.

Второй момент. Для мужчин в большей мере важна чёткая аргументация, а для женщин эмоциональность и выразительность речи оратора.

Третий момент. Слыша слова и утверждения спикера, мужчины, в основном, не склонны искать в них какое-либо «второе дно». Женщины же, наоборот, стремятся найти в словах оратора помимо основного содержания какие-либо скрытые намеки (сообщение между строк) и на основе их выстраивают картину ближайшего будущего.

Спикеру важно понимать и учитывать указанные нюансы, как на этапе подготовки, так и в процессе проведения выступления. Это позволит правильно передать содержание своих идей как мужчинам, так женщинам. 

 

Валерий Зорин

Если Вы хотите провести подготовку к предстоявшему публичному выступлению максимально эффективно, то в дополнение к традиционным моментам (постановке цели, определению главной мысли, подготовке тезисов, репетиции перед зеркалом и т.п.) используйте технику "виртуальный кинотеатр".

Представьте, что Вы сидите в кинотеатре, где показывают запись Вашего выступления. Это позволит сменить ракурс восприятия ситуации и посмотреть на предстоящее общение с аудиторией глазами стороннего наблюдателя. В процессе просмотра воображаемого фильма Вы можете увидеть те моменты, которые являются не очевидными, если воспринимать их с позиции спикера. И это позволит Вам изменить или доработать план своего выступления, чтобы произнесение речи перед публикой было более успешным.

Технику виртуального кинотеатра можно использовать не только для подготовки к публичному выступлению, но и для анализа состоявшегося общения с аудиторией. Она позволяет более полно выявить сильные и слабые стороны выступления и извлечь уроки на будущее. 

 

Алексей Дудин

Достаточно ли для успеха в жизни иметь диплом престижного ВУЗа и быть квалифицированным специалистом? Я уверен, что этого мало. И «технарю» и «гуманитарию» нужно уметь хорошо говорить.

Наша речь – это мощнейший инструмент как обмена информацией, так и оказания влияния на окружающих. Поэтому в любом деле тот, кто умеет говорить красиво, понятно и убедительно всегда будет услышанным. И, кроме того, он будет опережать своих конкурентов. Почему так? Потому, что вся наша жизнь строится на общении. Выбирая между двумя равноценными специалистами, люди (руководители, клиенты, партнеры и т.п.) всегда будут отдавать предпочтение тому, кто лучше владеет словом, кто умеет логично выстраивать свою речь и ставить акценты на главном. Улучшить свою речь может каждый.

Учиться искусству риторики и повышать свое ораторское мастерство никогда не поздно. Можно начать в любой момент времени, не дожидаясь наступления удачного момента, нового года или понедельника. Чем раньше человек овладеет умением говорить складно и красиво, тем легче ему будет управлять своей жизнью: строить отношения, сдавать экзамены, проходить собеседования и взлетать по карьерной лестнице, делать успехи в бизнесе, политике или любой другой сфере деятельности.

 

Роман Лушин

Часто перед оратором возникает еще один очень важный вопрос: «Стоять или ходить?». Что же предпочесть: статику или динамику? Универсального ответа на данный вопрос не существует. В каждом конкретном случае необходимо учитывать характер предстоящего мероприятия.
Для официальных совещаний, отчетных собраний, выступлений с докладом в Думе или на научном симпозиуме статичные позы оратора и минимальная жестикуляция предполагаются атмосферой и традицией подобных мероприятий.«Беготня» и избыточная жестикуляция оратора будут, вероятнее всего, раздражать, отвлекать и веселить слушателей.
Если же речь идет о встрече с аудиторией в менее формальной обстановке, то оратору стоит продумать и грамотно использовать вопрос перемещение в пределах сцены и зала, либо иного места выступления. Важно найти оптимальную скорость и динамику своих передвижений, а также уместную исходя из характера выступления и места его проведения амплитуду жестов. С помощью движения, оратор, может привлекать, удерживать и акцентировать внимание аудитории на себе, а также на тех вопросах, которым посвящена его речь. Особенно, когда перемещения пребывают в гармоничном союзе с жестикуляцией спикера и его мимикой.
Какой бы вариант своего поведения, статичный или динамичный, вы не выбрали для конкретного выступления, не ограничивайте свой «ораторский арсенал» только им. Постоянно двигайтесь вперед в своем профессионализме и расширяйте спектр возможных поведенческих стратегий в качестве спикера.

Анна Кузнецова

«Летели по небу два крокодила. Один зеленый, другой на север. Вопрос: сколько лет веселому ежику, живущему на опушке леса?». В этой шуточной задачке нет никакой логики. И это забавно. А вот когда речь идет о сумбурном и нелогичном выступлении оратора, это отнюдь не забавно. Разумеется, если только мы не говорим о хорошо продуманном комическом выступлении, где вся «соль» в парадоксах, несостыковках и других подобных моментах. Во всех остальных случаях выступление оратора должно быть логичным. Каждый тезис спикера должен быть очевидным образом связан с предыдущим. Когда Вы готовите какое-либо публичное выступление, оцените насколько последовательно Вы переходите от одной озвучиваемой мысли к другой.
Посмотрите на план своего выступления как бы со стороны и задайте себе вопрос «Где логика?». Если очевидного ответа не находится, то это повод еще раз поработать над будущей речью. А если находится?
Тогда, это повод задать себе еще один важный вопрос: «Логика выступления будет понятная всей аудитории или только специалистам, глубоко разбирающимся в теме?». Если Вас посетит мысль, что узреть смысловую нить Вашего выступления будет под силу лишь профессионалам, а в аудитории будут не только они, но и простые смертные, то Вам снова будет иметь смысл поработать над своей речью. Ее суть должна быть очевидна и понятна всем, кто будет Вас слушать. Переход от тезиса к тезису должен быть охвачен одной сквозной смысловой нитью, пронизывающей все выступление от начала до конца. Не заставляйте слушателей задаваться вопросом: «Где логика?!».
Возражая против сказанного, кто-то, может отметить, что есть фильмы снятые режиссерами по принципу нелинейного монтажа и есть речи, произнесенные ораторами аналогичным образом. Что, мол, в указанных случаях логика не очевидна, есть лишь набор смысловых частей, которые как элементы мозаики сплетаются в одно целое только в финале фильма или выступления. Да, такой прием работы с аудиторией существует и его можно использовать в своей практике. Но, важно помнить, что при нелинейном монтаже, несмотря на кажущуюся хаотичность следующих друг за другом частей фильма или выступления, имеется своя логика. К завершению просмотра кинокартины или прослушивания речи оратора у людей наступает прозрение. Им становится понятно, как разрозненные части связаны в одно целое, и какой смысл в этом сокрыт. И это создает в сознании зрителя и слушателя нужный эффект.
Если сумбур в процессе выступления не завершится расстановкой точек на «i» в финале, то это вызовет у аудитории состояние замешательства и недоумения. А также недовольства бессмысленно потраченным временем. Поэтому всегда помните о важности присутствия логики в Вашем выступлении, и ее очевидности для аудитории.

Алексей Дудин

Как вы проводите время, собираясь с друзьями в большой шумной компании?
Рассказываете друг другу новости? Пьете чай? Смотрите телевизор?
Я предлагаю Вам в следующий раз, когда Вы соберетесь со своими товарищами, не просто провести время вместе, а сделать это интересно, весело и с пользой. Для этого рекомендую Вам опробовать психологическую игру под названием «Угадай эмоциональный посыл». Она проводится следующим образом. Все участники компании встают в круг. Один человек берет мяч для большого тенниса (или любой другой предмет, который можно безопасно перебрасывать друг другу) и взглядом выбирает кого-либо из участников игры. После того как обладатель мяча убедится, что его взгляд замечен соответствующим человеком, он легонько бросает ему мяч. И одновременно с этим задает с каким-либо эмоциональным посылом (раздражением, восторгом, восхищением, вызовом, подозрением и т.п.) вопрос: «Да?». Человек, которому брошен мяч, должен распознать адресованный ему эмоциональный посыл, а затем ровно в том же духе ответить: «Нет!». Задача всех остальных участников группы также в том, чтобы угадать какими были исходный и ответный эмоциональные посылы, а кроме того в том, чтобы определить, совпадают они или нет. После обмена мнениями в компании, человек, у которого находится мяч, выбирает нового адресата и все повторяется вновь.
Практика показывает, что 30-40 минут в процессе такой игры пролетают весело, интересно и незаметно. Несмотря на всю несерьезность описанной игры, польза от нее очень велика. Игра помогает научиться выбирать эмоциональный посыл и точно передавать его при помощи слов. Она учит делать это так, чтобы нас правильно понимали. Игра универсальна. В нее можно играть во взрослых, детских и разновозрастных компаниях. Для тех, кто хочет развить свои ораторские компетенции, описанная игра не просто полезна, а поистине бесценна. Ведь если в ходе произнесения речи спикер не сможет правильно передать аудитории свой эмоциональный посыл, то он тем самым на порядок, а то и на два порядка, снижает эффективность своего публичного выступления.

Валерий Зорин

Недавно в ТРК «КомсоМОЛЛ» в Волгограде смотрел выступления начинающих ораторов в жанре «Stand Up». Их имена ни мне, ни большинству других слушателей сегодня ничего не говорят. Но вполне возможно, что самые сильные и мотивированные из дерзнувших подняться на сцену, через некоторое время смогут добраться до настоящих высот в выбранном деле и станут медийными лицами на центральных телеканалах. Слушая выступления ребят, я невольно оценивал не только их шутки, но и их манеру держаться перед публикой. И в очередной раз убедился, что на порядок более выигрышно смотрится выступление у того оратора, кто не только знает текст своей речи, но и умеет свободно и естественно вести себя на сцене. А это к большинству людей приходит не через прочтение книг, а исключительно через практику. Поэтому мой Вам совет - регулярно тренируйтесь в искусстве произнесения речей перед аудиторией. Это будет Вам только на пользу. Практика публичных выступлений и обретаемый с ее помощью опыт - бесценны. Ораторские компетенции пригодятся вам в любой сфере жизни - и в творчестве, и в учебе, и в работе, и в политике. Тот, кто может хорошо говорить и держаться на публике, при прочих равных условиях всегда успешней своего собрата не обладающего соответствующим умением.

Алексей Дудин

Теги: риторика, публичные выступления, оратор, ораторство, полемика, ораторское искусство, ораторское мастерство, меткое слово, мастерская риторики, мастерская публичных выступлений, ораторский тренинг в Волгограде, тренинг по переговорам в Волгограде, тренинг по проведению презентаций в Волгограде, ораторская мастерская в Волгограде, тренинг по риторике в Волгограде, публичные выступления в Волгограде, деловая риторика в Волгограде, деловые коммуникации в Волгограде, ораторское сообщество в Волгограде.