+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Пятнадцатого апреля 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений Алексей Дудин в онлайн-режиме провел лекционное занятие по вопросам деловых коммуникаций для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, обучающихся в Волгоградском государственном университете (ВолГУ) по направлению "Стратегический и проектный менеджмент". По отзывам слушателей информация была для них интересной и полезной.

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" решила открыть рубрику "Вопрос-Ответ" в рамках сообщества "Риторика. Публичные выступления. Ораторство" в социальной сети "ВКонтакте".

В рамках рубрики планируется публиковать видеответы на вопросы, которые будут поступать от участников сообщества.  

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех дам с праздником весны и 8 марта! Желаем солнечного настроения, любви и всего наилучшего!

 

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех защитников Отечества с праздником! Здоровья и благополучия!

 

 

В январе 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин выступил в роли преподавателя по эффективным технологиям публичных выступлений в рамках программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью», которая реализовывалась Институтом дополнительного образования Волгоградского государственного университета (ИДО ВолГУ).

 

 

Что делать оратору с "трудными" слушателями

Порой при проведении публичных выступлений среди слушателей встречаются «трудные» люди. Они могут делать едкие замечания по ходу выступления оратора, задавать каверзные вопросы или демонстрировать свою особую компетентность в теме, которой посвящено выступление.

«Трудных» слушателей условно можно разделить на три основных типа.

1) «засланные казачки», т.е. люди, специально прибывшие на мероприятие с целью его сорвать, либо с целью спровоцировать оратора на глупые или неблаговидные высказывания или поступки.

2) люди, которые любят привлекать к себе внимание, с целью продемонстрировать свою внешность, статус, широту и глубину познаний и т.п. и в результате получить признание публики, либо достичь иных целей (например, запомниться аудитории с целью облегчения последующего процесса продаж своего продукта/услуги).

3) люди, недовольные всем и вся, для которых высказывать недовольство и брюзжать, это стиль жизни.

Чтобы уменьшить негативное влияние «трудных слушателей» на итоги публичного выступления оратору важно правильно реагировать на их действия и высказывания. Что именно делать в каждом конкретном случае зависит от особенностей соответствующей ситуации, но в целом разумной будут следующуе стратегии поведения.

В отношении «засланных казачков» и их действий важно сохранять самообладание, а где-то даже подходить с юмором. Столкнувшись с безрезультатностью своих попыток вывести оратора из себя «вражеские агенты», скорее всего, оставят свои попытки.

Примером тому могут быть две ситуации, произошедшие с Арнольдом Шварценеггером, о которых писали в СМИ. В первом случае, в процессе выхода на площадку для проведения предвыборной встречи с избирателями в будущего губернатора Калифорнии полетело сырое яйцо. Увидев, как оно разбилось о борт пиджака и начало стекать вниз, «железный Арни» ничуть не смутился. Он посмотрел на собравшихся перед ним людей, улыбнулся и сказал, что вроде этого: «Так, яйцо вижу, а где же бекон? Без него омлет будет невкусным!». Во втором случае на пресс-конференции журналист задал Арнольду вопрос, о том является ли правдой, что он в молодости снимался обнаженным. Мистер «Олимпия» улыбнулся, махнул рукой и сказал: «Ну, это старая новость!», а после этого повернул голову и вопрошающе посмотрел на другого журналиста, призывая его задать следующий вопрос. В обоих случаях конфуза оратора не произошло и в результате авторитет и предвыборный рейтинг «терминатора» только вырос.

В том же случае, если попытки «раскачать лодку» сопряжены с опасными незаконными действиями – попыткой совершить поджог, начать массовую драку и т.п. следует незамедлительно связываться с правоохранительными органами и сообщать им о сложившемся положении.

В отношении лиц, любящих привлекать к себе внимание вполне можно отметить актуальность, сделанного ими дополнения к словам оратора, широты и глубины их познаний по соответствующему вопросу и т.п.

Можно сказать что-то в таком роде: «Сразу видно, что Вы очень умны и разбираетесь в теме. Хороший вопрос. Его можно обсудить позже. Ибо разговор выйдет долгим. А сейчас давайте уделим внимание другим вопросам». В некоторых случаях, можно поступить еще проще, а именно сказать: «Хороший вопрос!» (сопроводив эти слова жестом в виде сжатия ладони в кулак и поднятия большого пальца вверх, что для большей части жителей нашей планеты означает «Класс!» / «Отлично!» / «Здорово!»), а затем после короткой паузы добавить: «Следующий вопрос!», и повернуться в сторону следующего слушателя, желающего задать вопрос.

Итогом этого, в подавляющем большинстве случаев является то, что «трудный человек», получивший свою порцию внимания и похвалы, становится лояльным и благодарным слушателем до самого конца публичного выступления. При условии, конечно, что обозначенные выше слова произнесены уважительно и без тени какой-либо иронии или издевки.

Что касается любителей повозмущаться и высказать несогласие с идеями, излагаемыми спикером или манерой его выступления, то хорошей стратегией для оратора будет признать, что и такое мнение возможно и далее двигаться по своему сценарию. Либо кратко дать ответ по существу, но без каких-либо сильных эмоциональных проявлений и затем продолжать дальше. Вступать в долгую дискуссию с брюзгой бессмысленно. Переубедить его вряд ли удастся, а вот потерять нить выступления и внимание аудитории можно очень быстро.

В заключении важно отметить, что трудными порой бывают не сами люди, а заданные ими вопросы. Чтобы спокойно себя ощущать, работая с вопросами аудитории, важно помнить, что оратор не обязан знать ответы абсолютно на все вопросы. Если какой-то момент спикеру не известен он может смело это признать. Это всегда выглядит лучше, чем попытка «навести тень на плетень» (за исключением случаев, когда оратор сознательно пытается «напустить тумана» и «заболтать» человека, задавшего вопрос). В том случае, когда оратор не знаете что по существу можно сказать по заданному вопросу, но ему важно предоставить ответ, он может сказать, что даст его позже. Вместе с этим можно уточнить срок и способ предоставления с соответствующей информации человеку, задавшему вопрос (по телефону, по электронной почте, на своем сайте и т.п.).

 

Алексей Дудин

03.12.2017 г.