+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Двадцать второго ноября 2024 года в г. Волжский Волгоградской области прошел форум "Профессии будущего".

В рамках указанного мероприятия руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел мастер-класс по публичным выступлениям для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

По отзывам участников, мастер-класс был динамичным и позитивным. 

"Меткое слово" благодарит организаторов форума за приглашение к сотрудничеству, а участников - за проявленное внимание и активность! 

 

Сегодня в России отмечается День народного единства. Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех с этим праздником! Сила страны, государства в сплоченности народа! Всем успехов и благополучия!  

 

Двадцать восьмого октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг «Публичные выступления: как держать себя на сцене» в Волгоградском государственном университете (ВолГУ). Мероприятие было предназначено для участников акселерационной программы по предпринимательству, реализуемой университетом. В конце тренинга прозвучало много отзывов о том, что мероприятие было интересным и полезным.

 

Двадцать третьего октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг "Ораторское искусство: как достигать успеха в публичных выступлениях" для группы сотрудников ООО "ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ". Мероприятие прошло в режиме позитива и драйва. По отзывам участников, материал тренинга был полезным, практичным и хорошо структурированным. 

 

Весной этого года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин прошел курс повышения квалификации "Теория и практика коммуникации" в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Недавно учебное заведение прислало соответствующее удостоверение.

 

 

Список сообщений по тегам

Одним из важных параметров нашей речи является скорость, с которой мы произносим слова.

Когда мы говорим слишком быстро, то тем самым создаем собеседнику (или аудитории, если дело касается публичного выступления) заметные трудности в восприятии информации. Слушатель, вынужден постоянно "бежать" за мыслью спикера. Это утомляет и раздражает.

Кроме того, высокая скорость произнесения слов, обычно ухудшает чёткость дикции оратора (окончания слов «сглатываются», отдельные слова сливаются друг с другом в одно непонятное целое и т.п.), что тоже не идет на пользу процессу коммуникации.Поэтому ни в ходе деловых бесед и переговоров, ни в рамках публичных выступлений нельзя говорить слишком быстро.

Вместе с тем, говорить чрезмерно медленно (подобно ленивцу Блицу из популярного мультфильма «Зверополис») тоже плохо. Когда слушатель длительное время думает: «Все понятно, давай уже, ускорься хоть немного!», то это становится причиной появления у него раздражения и досады.

Отсюда возникает вопрос: «Если говорить слишком быстро и слишком медленно плохо, то какой должна быть оптимальная скорость речи?».

Специалисты, занимающиеся обучением ораторскому искусству, называют разные величины. Одни говорят, что для разговорной речи является допустимой скорость до 110-120 слов в минуту. Другие настаивают на том, что для нормального усвоения информации слушателем (аудиторией) спикеру нельзя произносить больше одного слова в секунду, т.е. нельзя «тараторить» со скоростью больше 60 слов в минуту.

Так с какой скоростью разумно говорить спикеру?

Предлагаю взять «золотую середину» между приведенными выше величинами, а для ее запоминания в качестве метафорического ориентира взять пульс. Сердце взрослого человека (не являющегося профессиональным спортсменом) в состоянии покоя, как правило, бьется со скоростью 70-80 ударов в минуту. Такой же должна быть и средняя скорость речи спикера. При этом, разумеется, в зависимости от целей беседы или публичного выступления, оратор может замедляться (когда нужно успокоить, объяснить, убедить и т.п.) или наоборот ускоряться (когда нужно взбудоражить, «раскачать» и т.п.).

Алексей Дудин

Известное выражение гласит: «Язык мой - враг мой» (другая его версия звучит так: «Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет»). О чем оно? О том, что порой мы говорим что-то, не подумав, а затем горько сожалеем об этом.

Например, о том, что:
- наговорили грубых, злых или обидных слов;
- занимались чванливым бахвальством;
- излишне разоткровенничались;
- долго и путано изъяснялись, либо просто «сморозили» откровенную глупость.

Вылетевшие из уст «лишние» слова способны разрушить отношения, репутацию, карьеру, бизнес, а в некоторых случаях и всю жизнь человека целиком.

Больше всего риск «наломать дров» существует, когда вы:

1) чем-то раззадорены, раздосадованы или разгневаны;
2) находитесь в состоянии сильного эмоционального подъема, эйфории или пребываете подшофе;
3) ощущаете желание поделиться чем-то сокровенным в ответ на услышанную от другого человека историю, признание или заявление;
4) намерены сделать какое-либо категорическое утверждение в ходе беседы или выступления, предметом которой является тема, в которой вы плохо разбираетесь.

Чтобы ваш язык не становился вашим врагом, научитесь включать повышенную внимательность к произносимым словам, как только почувствуете, что находитесь в одной из перечисленных выше зон риска. Пусть у вас появится некий внутренний цензор-страж, который в каждый «опасный» момент будет вам напоминать строки персидского поэта Омара Хаяма:
«Хоть и не ново, я напомню снова:
Перед лицом и друга и врага,
Ты — господин несказанного слова,
А сказанного слова — ты слуга».

В каждой ситуации, когда вы будете ощущать появление внутри множества слов, готовых мощным потоком излиться наружу, приучите себя сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед тем, как произносить хоть какой-нибудь звук.

Либо вы можете вообще взять за правило переносить все «разборы полетов», формирование словесного пьедестала имени себя, раскрытие личных тайн и произнесение категорических речей с момента появления такого желания на другое время, например, ровно на сутки. Если к тому моменту желание ораторствовать на соответствующую тему не пройдет, то находите удобный повод, время, место и форму выражения мыслей и проводите соответствующую беседу или публичное выступление. А если желание делать заявления, признания, утверждения и т.п. пропадет, то описанной отсрочкой вы убережете себя от многих трудностей и проблем, которые вам мог бы создать ваш не в меру «развязавшийся» язык.

Алексей Дудин

Каждое предстоящее выступление перед аудиторией можно рассматривать как проект, т.е. как комплекс действий (мероприятий), направленных на достижение какой-то конкретной и достаточной уникальной цели в ограниченные сроки, с использованием ограниченных ресурсов.

Это значит, что для подготовки своей публичной речи (особенно, когда предстоит большое и ответственное выступление) спикер может воспользоваться методиками и инструментами проектного менеджмента. Например, scrum-доской, которая успешно применяется в рамках «гибких» методов управления проектами.

Scrum-доска представляет собой удобный инструмент визуализации задач и работы с ними. Доска содержит четыре столбца:

- «Backlog». Здесь размещаются все задачи, требующие решения.

- «To do». В этот столбец попадают задачи на ближайшее время (как правило, на предстоящую неделю).

- «Today». Здесь размещаются задачи, работу над которыми необходимо провести сегодня.

- «Done». Сюда перемещаются полностью выполненные задачи.

Все задачи записываются на цветных бумажных стикерах, которые можно легко перемещать из одного столбца доски в другой. Помимо текста стикер с задачей может также содержать какой-то небольшой рисунок (иконку), наглядно визуализирующий ее.

Исходя из приведенного выше описания, является очевидным то, как спикеру следует построить работу по подготовке выступления.

После определения цели и даты произнесения публичной речи, оратору необходимо сформулировать, записать на стикерах и поместить в первый столбец scrum-доски все задачи, решение которых обеспечит достижение им желаемого результата. А затем спикеру потребуется планомерно брать каждую из задач и работать с ней, доводя ее до последнего столбца. Визуализация задач позволит спикеру сделать работу над своей публичной речью более эффективной, поскольку будет четко виден и объем предстоящей работы, и прогресс в достижении цели. Кроме того, если вдруг после начала подготовки обнаружится, что какая-то задача не была учтена оратором, то ее будет достаточно просто включить в работу, дополнив доску соответствующим стикером.

В качестве scrum-доски можно использовать разлинованный соответствующим образом лист бумаги, свободное пространство стены или шкафа, офисную магнитную доску или любую другую подходящую поверхность.

Попробуйте использовать scrum-доску в своей ораторской практике. Вполне может оказаться, что это именно тот инструмент, которого вам не хватало, чтобы сделать подготовку к публичным выступлениям максимально результативной и эффективной.

Алексей Дудин

Как-то раз в ютубе мне попалась запись выступления известного бизнесмена Евгения Черняка в украинском Национальном аэрокосмическом университете им. Н. Е. Жуковского (бывшего во времена Советского Союза Харьковским Авиационный Институтом) в рамках социального образовательного проекта Школы IT-профессионалов «ProfIT». Зал был полон слушателей. Все выступление Евгения было построено по обычной для него схеме, т.е. не в виде заранее подготовленного доклада, а в виде живых ответов на вопросы, которые задавали участники мероприятия. В целом суть сказанного им слушателям была достаточно проста (но от этого слова Евгения не стали менее значимыми для аудитории): не останавливаться на достигнутом, постоянно читать и развиваться, ставить перед собой цели и неустанно работать для их достижения, а также учиться грамотно работать с рисками.

И вот ближе к концу мероприятия один парень, взял микрофон, и сказал примерно следующее: «В течение жизни я прочитал множество мотивационных книг, как экономист освоил нужные профессиональные знания, всю жизнь работал. Но как был «нищим», так им и остался, а хочу быть миллионером как вы. И когда я смотрю на вас, то понимаю, что я ничем не хуже чем вы. Что мне нужно сделать, чтобы «подняться» и продвинуться? У меня хороший спортивный дух. Я тоже хочу выступать!». Во время произнесения своей речи парень был вполне уверен в себе и своих силах.

В связи с этим Евгений решил дать ему шанс проявить себя. Он пригласил его на сцену и сказал: «Представь себе ситуацию, что ты выступаешь на этом мероприятии и тебе задали вопрос про метрики бизнеса, т.е. про то, как измерить эффективность работы компании. Чтобы бы ты ответил людям?».

Парень, бодро представился аудитории, потом сказал, что является магистром экономики и затем перешел к сути заданного ему вопроса. Создалсь впечатление, что настал его «звездный час». Но буквально через пару мгновений все поменялось. Парень начал говорить правильные вещи, но затем его в буквальном смысле накрыла волна адреналина и он «поплыл». От состояния уверенности не осталось и следа. Вся речь превратилась в некий набор плохо связанных друг с другом слов. Попытки взять себя в руки, к желаемому результату не привели. Слишком велико оказалось волнение. В итоге, парень был вынужден признать, что у него не так уж хорошо получается выступать со сцены, как ему представлялось до этого момента. Евгений постарался его успокоить. А также отметил, что подобные живые выступления не прощают поверхности и популизма. Чтобы бизнес-спикер был интересен слушателям, ему нужно, с одной стороны, реально иметь что-то полезное, чем он будет делиться с аудиторией (обладать экспертностью), а с другой - иметь хорошие навыки публичных выступлений. И пожелал ему успехов в развитии указанных моментов. Покидая сцену, парень поблагодарил Евгения и сказал, что произошедшее является лучший подарком для его развития.

Зачем я рассказал вам всю эту историю?

Для того, чтобы отметить важный, с моей точки зрения, момент.

Каждому из нас, время от времени, жизнь предоставляет хороший шанс проявить себя перед другими людьми в публичном пространстве. Тот, кто оказывается готов воспользоваться представившимся случаем, может буквально за несколько минут сделать заметный рывок в развитии своего бизнеса или карьеры. Тот же кто, оказывается не готов, не только «профукивает» свой «звездный час», но и формирует о себе совершенно не то впечатление, которое ему хотелось бы.

Достойно проявить себя в публичном пространстве, без умения хорошо говорить, деловому человеку практически невозможно. Поэтому регулярно инвестируйте свои силы и время в повышение ораторского мастерства (в том числе в развитие навыка спонтанного говорения). Только так вы сможете быть готовым хорошо проявить себя на сцене, когда представится соответствующий случай.

Алексей Дудин

Одним из факторов, формирующих харизму оратора, является хорошая физическая форма. Она позволяет поддерживать высокий уровень энергии. Сейчас мы все находимся в непростых экономических реалиях, а также в условиях ограниченной мобильности и подвижности. Это значит, что каждый оратор может очень легко "сдуться" как в психологическом, так и физическом смысле слова. Чтобы поддерживать себя в форме важно регулярно тренироваться дома. Поэтому обязательно найдите приемлемый для вас вид физической активности и включите его в свое ежедневное расписание. И как говорил в "Звездных войнах" Мастер Йода: "Да пребудет с вами сила!".

Алексей Дудин

Важнейшим фактором, обеспечивающим успех человеческой коммуникации, является умение оратора говорить на понятном, для слушающих его людей, языке. Это в полной мере справедливо как для публичных выступлений, так и для общения в режиме «тет-а-тет».
Вы можете быть сколь угодно харизматичной, эмоциональной, яркой, динамичной и выразительной персоной. Однако, если люди не будут понимать используемые вами слова и выражения (длинные витиеватые формулировки, профессиональные термины, сленг, заимствованные иностранные слова и т.п.), то вы будете для них человеком «с другой планеты», издающим какие-то странные звуки. А к тем, кого люди не понимают, всегда относятся с недоверием и настороженностью. Следовательно, их умы и сердца будут для оратора закрытыми дверями.
Всегда старайтесь говорить так, чтобы любой ваш слушатель мог вас легко понять.
И в заключении, анекдот в тему поста.
Шестилетний мальчик, откусив кусочек яблока, положил фрукт на стол и увлекся игрой со своими машинками. Через некоторое время он вернулся к яблоку, посмотрел на него, а потом задал вопрос находившемуся рядом с ним отцу: «Папа, а почему яблоко там, где ты его откусил, становится коричневым?». «Понимаешь», - ответил отец, - «все дело в том, что плод яблони, как объект растительного мира, богат разными химическими веществами, в том числе железом. И когда ты откусываешь кусочек яблока, то тем самым нарушаешь целостность защитной кожицы, покрывающей тотально весь фрукт. Вследствие этого, содержащееся в яблоке железо вступает в химическую реакцию с кислородом, который входит в состав атмосферного воздуха нашей планеты. Все это приводит к окислительным процессам, в результате которых образуется вещество, которое окрашивает яблоко в месте нарушенной его целостности в коричневый цвет. При этом интенсивность окраски яблока в коричневый цвет зависит от того, насколько бурно и длительно шел окислительный процесс».
Некоторое время в комнате царила полная тишина. Отец подумал, что ребенок все понял и поэтому не задает никаких уточняющих вопросов. Одновременно с этим он ощутил некоторый прилив гордости за то, что смог так грамотно и четко все рассказать сыну в ответ на его неожиданный вопрос. И в этот самый момент мальчик робко произнес: «Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?».

Алексей Дудин

Многие люди отмечают, что когда им приходится выступать публично, они сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, им бывает сложно подобрать правильные слова, а во-вторых, бывает трудно произнести речь с желаемой интонацией. Если для вас описанные проблемы также актуальны, то могу порекомендовать одну практику. Она помогает заметно расширить словарный запас, а также овладеть искусством придавать своим словам желаемую эмоциональную окраску. Речь идет про чтение стихов вслух.
Выберите несколько небольших поэтические произведений и неторопливо прочитайте их. Сначала сделайте логический разбор текста и незнакомых слов (если таковые имеют место быть), а затем включите воображение и ассоциативное мышление. Постарайтесь как можно более полно ощутить душевные переживания, рождающиеся у вас внутри при чтении каждого стихотворения. Постарайтесь найти гармоничное понимание как логической, так и эмоциональной составляющей выбранных произведений.
А после этого попробуйте прочитать каждое стихотворение вслух (именно вслух, а не про себя), вложив при этом в произносимые слова все те смыслы, чувства и эмоции, которые вам удалось найти и ощутить на предыдущем этапе. Старайтесь сделать процесс чтения поэзии максимально живым, а не механическим процессом.
Продолжая описанную практику на регулярной основе, вы довольно скоро сможете обнаружить, насколько сильно она обогащает вас, как оратора. Во время публичных выступлений у вас будут гораздо легче и быстрей находиться нужные слова, а кроме того, ваша речь станет гораздо более эмоциональной и выразительной.

Валерий Зорин

В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» есть примечательный отрывок:
«[...]Обедать с доктором философии Опиром оказалось очень удобно. Можно было есть, пить и слушать. Или не слушать. Доктор Опир не нуждался в собеседнике. Доктор Опир нуждался в слушателе. Я в разговоре не участвовал, я даже не подавал реплик, а доктор Опир с наслаждением ораторствовал, почти не прерываясь, размахивая вилкой, но тарелки и блюда перед ним пустели тем не менее с прямо-таки таинственной быстротой. В жизни не встречал человека, который бы так искусно говорил с набитым и жующим ртом».
Примечателен этот отрывок, помимо талантливого описания персонажа художественного произведения, еще и тем, что здесь кратко, но весьма красноречиво перечислены антилайфхаки - то, чего оратору как раз-таки делать НЕ надо.
Воспользуемся приведенным фрагментом, чтоб сформулировать рекомендации по правильному построению выступления, качество которого однозначно возрастает, если оратор:
- не просто вещает («нуждается в слушателе»), а взаимодействует с аудиторией («нуждается в собеседнике») - обращается к публике, задает вопросы и отвечает на них;
- делает смысловые и интонационные паузы в своем выступлении (периодически «прерывается»), в том числе, для взаимодействия с аудиторией;
- подкрепился ПЕРЕД длительным выступлением качественной пищей, насыщенной протеинами. Этот простой лайфхак вмещает в себя 3 аспекта: протеин успеет начать расщепляться на аминокислоты, снабжая оратора силой и энергией; будет соблюден эстетический аспект; в конце концов, говорить с набитым ртом попросту неудобно.
Так художественные произведения помогают нам повторять и уяснять важные принципы в ораторском мастерстве. Обращайте внимание на них, и пусть ваши публичные выступления становятся с каждым разом более качественными и вдохновляющими.

Антон Демьянов

Некоторые спикеры (особенно начинающие) считают необходимым начать выступление с извинения за низкий уровень своей ораторской квалификации. Мол, простите, я не очень хороший спикер, да и к тому же сильно волнуюсь. Поэтому у меня вряд ли получится блестящее выступление, но вы уж потерпите, пожалуйста. Или говорят, что было мало времени на подготовку, поэтому выступление будет «так себе», но если бы времени было больше, то тогда, конечно все бы было просто «супер-пупер».
Мне такое начало работы с аудиторией кажется категорически неприемлемым по двум причинам.
Во-первых, извиняясь за низкий уровень ораторской квалификации, спикер тем самым изначально настраивается на поражение и параллельно с этим пытается снять с себя ответственность за качество выступления. Вследствие этого он начинает работать не в полную силу, а в лучшем случае на 60%-70% от возможного максимума.
Во-вторых, произнося обозначенные выше фразы, оратор своими руками (вернее говоря, словами) настраивает аудиторию против себя. Отсутствие большого опыта, волнение или малое количество времени на подготовку не означает автоматически плохого выступления. Но, слушатели, которые на первой минуте общения с оратором узнают от него, что им предстоит услышать откровенно слабую и неподготовленную должным образом публичную речь, начинают думать: «А зачем тогда этот чудак вообще вышел на сцену и взял микрофон? Почему он решил, что имеет право тратить наше время, занимая его какой-то ерундой?». И, соответственно, начинают скучать, дремать, «ковыряться» в мобильном телефоне или злиться. Последний вариант особенно актуален для случаев, когда посещение мероприятия было платным или отняло много времени на дорогу.
Задача оратора сделать любое выступление максимально полезным, интересным и комфортным для аудитории. Поэтому вместо того, чтобы извиняться за свой малый опыт или отсутствие должного времени на подготовку, лучше сосредоточить внимание на том, чтобы выступить максимально хорошо. Сфокусируйтесь на обозначенном моменте, как на этапе подготовки публичной речи, так и на этапе работы с аудиторией. Сделайте все возможное чтобы провести достойное выступление. Получится сделать все хорошо - прекрасно. Будут огрехи - учтете их на будущее и извинитесь в конце своего общения с аудиторией. Но ни в коем случае не «убивайте» выступление на первых минутах выхода к публике своими извинениями за низкий уровень ораторской квалификации или плохое качество проработки материала.

Алексей Дудин

Если вам предстоит выступать публично, вы должны тщательно продумать не только план своей речи, но и внешний облик. Как гласит известная поговорка, встречают по одежке. Поэтому внешний вид спикера (прическа, одежда, обувь, аксессуары) имеет большое значение. Он может как помочь оратору провести хорошее выступление, так и помешать этому.
Ключевые правила, которым важно следовать - это соответствие внешнего облика спикера той аудитории, перед которой он будет выступать, а также его адекватность времени, месту и обстановке, в которой будет проходить работа со слушателями.
За исключением непреодолимых форс-мажорных ситуаций вам будет глупо приходить в майке, шортах и сланцах в конференц-зал, где намечено выступление перед банкирами. Аналогичным образом, будет странным решением придти в смокинге на неформальную встречу, которая предполагает дружеское общение спикера со слушателями без всякого официоза.
У каждого из нас есть внутренний фильтр "свой - чужой", благодаря которому мы формируем первое впечатление о человеке и затем относим его к людям своего круга, заслуживающим доверия, либо к категории "чужих", странных и непонятных людей, не вызывающих у нас доверия. Работа указанного фильтра во многом основана на подсознательной оценке именно внешнего облика незнакомца.
Поэтому чтобы повысить свои шансы на успех в ходе публичного выступления, оратору важно стремиться использовать тот внешний образ, который поможет аудитории отнести его к категории "своих людей", заслуживающий внимания и доверия.

Алексей Дудин