+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Пятнадцатого апреля 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений Алексей Дудин в онлайн-режиме провел лекционное занятие по вопросам деловых коммуникаций для слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров, обучающихся в Волгоградском государственном университете (ВолГУ) по направлению "Стратегический и проектный менеджмент". По отзывам слушателей информация была для них интересной и полезной.

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" решила открыть рубрику "Вопрос-Ответ" в рамках сообщества "Риторика. Публичные выступления. Ораторство" в социальной сети "ВКонтакте".

В рамках рубрики планируется публиковать видеответы на вопросы, которые будут поступать от участников сообщества.  

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех дам с праздником весны и 8 марта! Желаем солнечного настроения, любви и всего наилучшего!

 

 

Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех защитников Отечества с праздником! Здоровья и благополучия!

 

 

В январе 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин выступил в роли преподавателя по эффективным технологиям публичных выступлений в рамках программы профессиональной переподготовки «Специалист по связям с общественностью», которая реализовывалась Институтом дополнительного образования Волгоградского государственного университета (ИДО ВолГУ).

 

 

Список сообщений по тегам

Как-то раз в ютубе мне попалась запись выступления известного бизнесмена Евгения Черняка в украинском Национальном аэрокосмическом университете им. Н. Е. Жуковского (бывшего во времена Советского Союза Харьковским Авиационный Институтом) в рамках социального образовательного проекта Школы IT-профессионалов «ProfIT». Зал был полон слушателей. Все выступление Евгения было построено по обычной для него схеме, т.е. не в виде заранее подготовленного доклада, а в виде живых ответов на вопросы, которые задавали участники мероприятия. В целом суть сказанного им слушателям была достаточно проста (но от этого слова Евгения не стали менее значимыми для аудитории): не останавливаться на достигнутом, постоянно читать и развиваться, ставить перед собой цели и неустанно работать для их достижения, а также учиться грамотно работать с рисками.

И вот ближе к концу мероприятия один парень, взял микрофон, и сказал примерно следующее: «В течение жизни я прочитал множество мотивационных книг, как экономист освоил нужные профессиональные знания, всю жизнь работал. Но как был «нищим», так им и остался, а хочу быть миллионером как вы. И когда я смотрю на вас, то понимаю, что я ничем не хуже чем вы. Что мне нужно сделать, чтобы «подняться» и продвинуться? У меня хороший спортивный дух. Я тоже хочу выступать!». Во время произнесения своей речи парень был вполне уверен в себе и своих силах.

В связи с этим Евгений решил дать ему шанс проявить себя. Он пригласил его на сцену и сказал: «Представь себе ситуацию, что ты выступаешь на этом мероприятии и тебе задали вопрос про метрики бизнеса, т.е. про то, как измерить эффективность работы компании. Чтобы бы ты ответил людям?».

Парень, бодро представился аудитории, потом сказал, что является магистром экономики и затем перешел к сути заданного ему вопроса. Создалсь впечатление, что настал его «звездный час». Но буквально через пару мгновений все поменялось. Парень начал говорить правильные вещи, но затем его в буквальном смысле накрыла волна адреналина и он «поплыл». От состояния уверенности не осталось и следа. Вся речь превратилась в некий набор плохо связанных друг с другом слов. Попытки взять себя в руки, к желаемому результату не привели. Слишком велико оказалось волнение. В итоге, парень был вынужден признать, что у него не так уж хорошо получается выступать со сцены, как ему представлялось до этого момента. Евгений постарался его успокоить. А также отметил, что подобные живые выступления не прощают поверхности и популизма. Чтобы бизнес-спикер был интересен слушателям, ему нужно, с одной стороны, реально иметь что-то полезное, чем он будет делиться с аудиторией (обладать экспертностью), а с другой - иметь хорошие навыки публичных выступлений. И пожелал ему успехов в развитии указанных моментов. Покидая сцену, парень поблагодарил Евгения и сказал, что произошедшее является лучший подарком для его развития.

Зачем я рассказал вам всю эту историю?

Для того, чтобы отметить важный, с моей точки зрения, момент.

Каждому из нас, время от времени, жизнь предоставляет хороший шанс проявить себя перед другими людьми в публичном пространстве. Тот, кто оказывается готов воспользоваться представившимся случаем, может буквально за несколько минут сделать заметный рывок в развитии своего бизнеса или карьеры. Тот же кто, оказывается не готов, не только «профукивает» свой «звездный час», но и формирует о себе совершенно не то впечатление, которое ему хотелось бы.

Достойно проявить себя в публичном пространстве, без умения хорошо говорить, деловому человеку практически невозможно. Поэтому регулярно инвестируйте свои силы и время в повышение ораторского мастерства (в том числе в развитие навыка спонтанного говорения). Только так вы сможете быть готовым хорошо проявить себя на сцене, когда представится соответствующий случай.

Алексей Дудин

В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» есть примечательный отрывок:
«[...]Обедать с доктором философии Опиром оказалось очень удобно. Можно было есть, пить и слушать. Или не слушать. Доктор Опир не нуждался в собеседнике. Доктор Опир нуждался в слушателе. Я в разговоре не участвовал, я даже не подавал реплик, а доктор Опир с наслаждением ораторствовал, почти не прерываясь, размахивая вилкой, но тарелки и блюда перед ним пустели тем не менее с прямо-таки таинственной быстротой. В жизни не встречал человека, который бы так искусно говорил с набитым и жующим ртом».
Примечателен этот отрывок, помимо талантливого описания персонажа художественного произведения, еще и тем, что здесь кратко, но весьма красноречиво перечислены антилайфхаки - то, чего оратору как раз-таки делать НЕ надо.
Воспользуемся приведенным фрагментом, чтоб сформулировать рекомендации по правильному построению выступления, качество которого однозначно возрастает, если оратор:
- не просто вещает («нуждается в слушателе»), а взаимодействует с аудиторией («нуждается в собеседнике») - обращается к публике, задает вопросы и отвечает на них;
- делает смысловые и интонационные паузы в своем выступлении (периодически «прерывается»), в том числе, для взаимодействия с аудиторией;
- подкрепился ПЕРЕД длительным выступлением качественной пищей, насыщенной протеинами. Этот простой лайфхак вмещает в себя 3 аспекта: протеин успеет начать расщепляться на аминокислоты, снабжая оратора силой и энергией; будет соблюден эстетический аспект; в конце концов, говорить с набитым ртом попросту неудобно.
Так художественные произведения помогают нам повторять и уяснять важные принципы в ораторском мастерстве. Обращайте внимание на них, и пусть ваши публичные выступления становятся с каждым разом более качественными и вдохновляющими.

Антон Демьянов

Известная фраза гласит, что глаза - это зеркало души. Во время коммуникации во взгляде каждого из нас отражается очень и очень много. Наше состояние, эмоции и отношение к тому, кто нас слушает. Если во время общения мы прячем взгляд, то большинство людей начинает ощущать дискомфорт. Они как будто ощущают себя обделенными. Им не хватает зрительного контакта. Кроме того, отсутствие визуального контакта в ходе общения нередко истолковывается как неискренность.

Именно поэтому оратор не имеет права игнорировать данный момент при проведении публичного выступления. Спикеру необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией. При этом важно избегать ошибки начинающих ораторов, которые выбирают среди слушателей двух-трех человек и смотрят только на них. Спикер должен уделять свое «визуальное внимание» всем слушателям.

Когда речь идет о большой аудитории можно условно разделить все пространство, где находятся слушатели на три сектора (центральный, а также два боковых - левый и правый) и затем во время произнесения речи обращать свой взгляд к слушателям каждого из выделенных секторов. Практика показывает, что когда спикер обращает взор в адрес какого-либо сектора аудитории, каждому слушателю соответствующего сектора кажется, что оратор смотрит именно на него. Благодаря этому у слушателя возникает ощущение, что спикер его видит и уделяет ему внимание.

Приведу один пример. Некоторое время назад мне довелось побывать на торжественно-деловом форуме, проходившем в столице нашей страны. После того как завершилась официальная часть, сцена была предоставлена в распоряжение популярных артистов, приглашенных организаторами, чтобы порадовать и развлечь участников мероприятия.

И вот на сцене оказалась певица Натали. Она исполняла свою известную песню «О Боже, какой мужчина!». Как опытная артистка, Натали отлично установила визуальный контакт с аудиторией и затем поддерживала его по описанной схеме, обращая свой взгляд в сторону то одного, то другого сектора зрительного зала. Благодаря этому, судя по реакции мужской части аудитории, каждому представителю сильного пола казалось, что песня исполнялась именно для него.

Друзья, при подготовке и проведении публичных выступлений помните о важности установления и поддержания зрительного контакта с аудиторией. Уделяйте должное внимание данному аспекту работы со слушателями и это, раз за разом, будет добавлять дополнительные баллы в копилку успешности вашего публичного выступления.

Алексей Дудин

Недавно был с семьей на отдыхе в Кисловодске. В многих кафе, расположенных на Курортном бульваре, по вечерам играет живая музыка. Сидишь, кушаешь и слушаешь музыкантов, которые чинно и степенно исполняют свою программу. Хорошо играют, хорошо поют, но зачастую без какого-то внутреннего огонька. Возможно потому, что исполняют те или иные музыкальные композиции в четыреста семьдесят первый раз, вследствие чего работают на «автомате», утратив живость и не ощущая куража от происходящего.
И вот в один из вечеров на Курортном бульваре, по которому мы прогуливались, два паренька устроили музыкальное представление, исполняя различные популярные песни, нередко в своей авторской манере. Достаточно быстро вокруг них образовался заметный круг слушателей. Пожалуй, ребята не были столь профессиональны как музыканты, выступающие в кафешках, но в них было столько энергии, азарта и позитива, что это сразу привлекало и подкупало слушателей. Люди стояли и смотрели на ребят, а также делились с ними своими монетами и банкнотами. Они воспринимали их не как фон, дополняющий ужин, а как «основное блюдо» - представление, дарящее им удовольствие и радость за которое они были готовы заплатить.
«Какое это имеет отношении к ораторскому искусству?», - спросите вы. «Прямое», - отвечу я. Внутренний драйв и азарт от проводимого выступления очень важны для оратора. Их не заменить выученными приемами и техниками публичной речи. Ибо красивые слова без искреннего живого наполнения подобны красивой обертке под которой скрывается пустота.
Поэтому как бы высоко вы не забрались на гору ораторского мастерства, стремитесь сохранить в себе при работе с аудиторией живость, искренность и драйв. Тогда ваши слушатели будут ощущать, что вы по-настоящему интересуетесь общением с ними и стремитесь передать им свои мысли и идеи от сердца к сердцу. И уже только за это они будут благодарны вам и будут готовы простить вам огрехи в технике вашей речи или манере проведения выступления.


Алексей Дудин

У каждого хорошего выступления есть основная мысль.

Это та суть, которую оратор стремится донести до аудитории. Это то, к чему спикер хочет призвать, о чем поведать, что рассказать.

Главная мысль всегда выражается одной простой фразой или предложением.

А вот для ее донесения до аудитории могут быть использованы различные тезисы, примеры, истории, цифры, данные, анекдоты, в конце концов.

Основная идея выступления должна быть услышана и понята аудиторией.

Только в этом случае можно считать, что выступление прошло успешно.

Спустя какое-то время после прослушивания речи люди могут забыть подробности и детали. Например, могут забыть во что был одет оратор, какая была погода в тот момент времени, сколько точно длилось выступление. Но главную мысль выступления они должны запомнить надолго, в идеале, навсегда.

Если спикеру удалось этого добиться, значит, он смог достучаться до умов и сердец слушателей и запасть им в душу. Значит, его выступление удалось. В противоположность этому, если слушателям запомнилась одежда спикера или длительность речи оратора, а не главная мысль выступления, то это значит, что речь была произнесена напрасно. Она прошла мимо ушей слушателей, не затронула их сердца и не осталась в их памяти.

Если вы хотите проводить публичные выступления качественно, то продумывайте главную мысль каждого своего выступления, а также способы ее донесения до аудитории. Это позволит вам сконцентрироваться на главном. От раза к разу ваши выступления будут становиться лучше и лучше. Ведь, хорошими ораторами не рождаются, а становятся. В результате постоянной практики и совершенствования.

 

Алексей Дудин