+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Двадцать второго ноября 2024 года в г. Волжский Волгоградской области прошел форум "Профессии будущего".

В рамках указанного мероприятия руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел мастер-класс по публичным выступлениям для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

По отзывам участников, мастер-класс был динамичным и позитивным. 

"Меткое слово" благодарит организаторов форума за приглашение к сотрудничеству, а участников - за проявленное внимание и активность! 

 

Сегодня в России отмечается День народного единства. Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех с этим праздником! Сила страны, государства в сплоченности народа! Всем успехов и благополучия!  

 

Двадцать восьмого октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг «Публичные выступления: как держать себя на сцене» в Волгоградском государственном университете (ВолГУ). Мероприятие было предназначено для участников акселерационной программы по предпринимательству, реализуемой университетом. В конце тренинга прозвучало много отзывов о том, что мероприятие было интересным и полезным.

 

Двадцать третьего октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг "Ораторское искусство: как достигать успеха в публичных выступлениях" для группы сотрудников ООО "ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ". Мероприятие прошло в режиме позитива и драйва. По отзывам участников, материал тренинга был полезным, практичным и хорошо структурированным. 

 

Весной этого года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин прошел курс повышения квалификации "Теория и практика коммуникации" в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Недавно учебное заведение прислало соответствующее удостоверение.

 

 

Список сообщений по тегам

Регулярно на тренингах по ораторскому искусству наблюдаю людей, которые хорошо выглядят и нормально говорят (т.е. умеют понятно излагать свои мысли и не имеют каких-либо явных дефектов речи), но при этом убеждены, что они плохие спикеры. И это мешает им проводить хорошие публичные выступления и получать от них удовольствие. 

Почему так происходит? Потому, что людям не хватает веры в себя и свои силы.

Возможно ограничивающие убеждения сформировались у них в детстве. А может быть низкая самооценка стала следствием каких-то сложных жизненных обстоятельств, с которыми человек столкнулся во взрослом возрасте. Не суть. 

Практика показываает, что за исключением крайне редких случаев (когда без помощи психолога или психотерапевта не обойтись) обрести недостающую уверенность в себе и своих силах можно достаточно просто - за счет регулярной практики публичных выступлений. Постоянно готовясь к работе с аудиторией и произнося речи перед слушателями, человек раз за разом убеждается, что "не боги горшки обжигают" и что у него есть все необходимое, чтобы быть хорошим спикером. В какой-то момент (у каждого он по времени свой) срабатывает кумулятивный  эффект и человек, как оратор, переходит в своем развитии на качественно новую ступень, позволяющую ощущать драйв и удовольствие от публичных выступлений. После этого каждая встреча с аудиторией начинает проходить кардинально по-другому. Ярко, интересно, продуктивно. 

Есть хорошая фраза о том, что уверенность в себе и своих силах - это не дар, полученный свыше, а результат регулярной и упорной работы над собой. Если вам кажется, что вы не очень хороший спикер, который чрезмерно много волнуется при встрече с аудиторией, берите ее на вооружение. Регулярно  ищите и находите поводы для ораторской практики. Двигайтесь от простого к сложному. От коротких выступлений перед небольшим количеством знакомых слушателей (родственников, друзей, коллег) к длительным выступлениям перед большим количеством незнакомых людей (проведению лекций, семинаров, круглых столов, конференций и т.п.). Подбадривайте и мотивируйте себя идти вперед. Практикуйтесь. Развивайтесь. Совершенствуйтесь. Укрепляйте веру в себя и свои силы. И в какой-то момент результат будет настолько хорошим, что превзойдет самые смелые ожидания и мечтания, которые были в начале вашего пути. 

Алексей Дудин

Известная фраза гласит, что глаза - это зеркало души. Во время коммуникации во взгляде каждого из нас отражается очень и очень много. Наше состояние, эмоции и отношение к тому, кто нас слушает. Если во время общения мы прячем взгляд, то большинство людей начинает ощущать дискомфорт. Они как будто ощущают себя обделенными. Им не хватает зрительного контакта. Кроме того, отсутствие визуального контакта в ходе общения нередко истолковывается как неискренность.

Именно поэтому оратор не имеет права игнорировать данный момент при проведении публичного выступления. Спикеру необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией. При этом важно избегать ошибки начинающих ораторов, которые выбирают среди слушателей двух-трех человек и смотрят только на них. Спикер должен уделять свое «визуальное внимание» всем слушателям.

Когда речь идет о большой аудитории можно условно разделить все пространство, где находятся слушатели на три сектора (центральный, а также два боковых - левый и правый) и затем во время произнесения речи обращать свой взгляд к слушателям каждого из выделенных секторов. Практика показывает, что когда спикер обращает взор в адрес какого-либо сектора аудитории, каждому слушателю соответствующего сектора кажется, что оратор смотрит именно на него. Благодаря этому у слушателя возникает ощущение, что спикер его видит и уделяет ему внимание.

Приведу один пример. Некоторое время назад мне довелось побывать на торжественно-деловом форуме, проходившем в столице нашей страны. После того как завершилась официальная часть, сцена была предоставлена в распоряжение популярных артистов, приглашенных организаторами, чтобы порадовать и развлечь участников мероприятия.

И вот на сцене оказалась певица Натали. Она исполняла свою известную песню «О Боже, какой мужчина!». Как опытная артистка, Натали отлично установила визуальный контакт с аудиторией и затем поддерживала его по описанной схеме, обращая свой взгляд в сторону то одного, то другого сектора зрительного зала. Благодаря этому, судя по реакции мужской части аудитории, каждому представителю сильного пола казалось, что песня исполнялась именно для него.

Друзья, при подготовке и проведении публичных выступлений помните о важности установления и поддержания зрительного контакта с аудиторией. Уделяйте должное внимание данному аспекту работы со слушателями и это, раз за разом, будет добавлять дополнительные баллы в копилку успешности вашего публичного выступления.

Алексей Дудин

06.11.2018
Правило трех "П"
06.11.2018

Друзья, представьте себе ситуацию. Вы стоите на сцене за кулисами. Они вот-вот откроются. Софиты готовы осветить вас и представить публике. Зал полон. Вам предстоит через пару мгновений начать общаться с аудиторией.

Ваши мысли и чувства?

"Ужас! Что делать?" или же "Ура! Сейчас будет драйв!".

Волнение, безусловно, будет присутствовать у любого оратора, но генеральный эмоциональный и интеллектуальный настрой будет зависеть от того воспользовался ли спикер до выхода на сцену правилом трех "П".

Что это за правило?

Очень простое!

Любое публичное выступление будет по плечу, если:

1) Поверить в себя;

2) Подготовиться надлежащим образом;

3) Провести несколько репетиций грядущего выступления.

Друзья, пользуйтесь правилом трех "П" и осваивайте новые высоты ораторского мастерства!

И как говорил мастей Йода из "Звездных войн": "Да прибудет с вами сила!".

Алексей Дудин

Каждому спискеру полезно время от времяени снимать свои выступления на видео, а затем проводить честный "разбор полетов".

Почему это важно?

Потому, что во время выступления спикер основной фокус внимания направляет на общение и взаимодействие с аудиторией и, вследствие этого он не может отследить абсолютно всех аспектов и мелочей своей речи и своего поведения. А видеокамера поволяет беспристрасно зафиксировать абсолютно все, что происходит с оратором в ходе выступления. Так, например, просматривая видеозапись можно заметить несколько слов-паразитов, промелькнуших в речи, но не зафиксированных сознанием. Или, скажем, обнаружить, какой-то недостаток во внешнем облике, который ускользнул при взгляде в зеркало перед выходом к публике. А может быть выявить какой-то неуместный жест или передвижение и т.п.

Благодаря просмотру видеозаписи и "разбору полетов" можно выявить сответствующие упущения и найти способы их предотвращения в будущих выступлениях. 

Кто-то может возразить, что мол опытному спикеру подобный видеоконтроль не нужен, ибо хороший оратор отмечает все плюсы и минусы сразу по ходу своего выступления и затем способен провести грамотный самоанализ без изучения "кинохроник".

Безусловно, чем опытней оратор, тем больше параметров и нюансов в своем облике, своей речи и своем поведении он может отслеживать и брать на заметку прямо по ходу выступления. Однако, каким бы багажом выступлений не обладал спикер, его память не зафиксирует 100% всего того, что происходило в ходе выступления. Изучение ситуации взглядом стороннего наблюдателя (как это происходит при просмотре видео) всегда более информативно и объективно. Здесь можно провести параллель со спортом. Опытный боксер или борец, покидая место схватки может отметить плюсы и минусы своего выступления, но тренер, наблюдавший за поединком со стороны сможет рассказать о том же самом гораздо лучше. 

Также кто-то может возразить относительно видеоконтрол, что если выступление длительное, то чтобы просмотреть и проанализировать соответствующую запись также потребуется много времени, что в наш стремительный век непозволительная роскошь.

С указанным доводом сложно спорить. Время дорогой и невосполняемый ресурс. Однако, уверен, что как и в других аспектах жизни, желающийищет возможность, а нежелающий причину. В этой связи спикер, стремящийся к совершенствованию своего ораторского мастерства, вполне может производить съемку не всего выступления, а 2-3 фрагментов по 3-5 минут каждый. Этого в целом будет достаточно, чтобы затем посмотреть на себя со стороны и сделать выводы о своей речи, своем поведении и своем внешнем облике на сцене. Также можно осуществлять съемку всего выступления, а просмотр произвести частичный, выбрав для этого 2-3 фрагмента соответствующей видеозаписи.

Используйте периодически в своей ораторской практике видеоконтроль и это даст вам возможность улучшать качество своих публичных выступлений и повышать уровень своего ораторское мастерства.

Алексей Дудин

Солист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко в одной из своих песен поет: «Мастерами кунгфу не рождаются, мастерами кунгфу становятся! Опасности не пугаются, приемы точны - все сбудется!».
А знаете ли вы что такое кунгфу?
«Конечно!», - скажете вы, - «Так называют китайские боевые искусства».
И будете правы, но только отчасти. Дело в том, что термин «кунгфу» 功夫 (правильная транскрипция которого на путунхуа которого звучит как gōngfu - «гунфу», а не «кунгфу»), это не только кулачное искусство. В Китае указанным словом обозначают мастерство, т.е. результат, достигнутый благодаря длительному, постоянному и упорному труду. И, соответственно, термин «кунгфу» может употребляться не только в контексте боевых искусств, но и применительно к любому другому делу (музыке, каллиграфии, танцу, шитью, кулинарии и т.п.), в котором человек достиг высот.
Какое это все имеет отношение к публичным выступлениям?
Простое. Путь к «ораторскому кунгфу» лежит через длительный, постоянный и упорный труд. Через учебу и практику, в ходе которых происходит овладение различными приемами риторики, а также наработка опыта. Перефразировав строку песни, приведенную в начале поста, можно сказать: «Успешными ораторами не рождаются, ими становятся! Публики не пугаются, приемы риторики точны - все сбудется!». 

Алексей Дудин

Хочу поделиться своим мнением о книге Мэтта Эвери "Как научиться выступать на публике за 7 дней". 

Во-первых, отвечая на вопрос, вынесенный в названии книги, хочется сказать - никак. Но, это не страшно. Точнее, не так. Научиться публично выступать за 7 дней можно. Но чтобы уметь делать это хорошо, и автор подчеркивает эту мысль с первых строк книги, важно регулярно упражняться. Роль постоянной практики в деле освоения процесса выступлений основополагающая и критичная.

Книга небольшая по объему. Условно разбита на главы - «дни» - в каждый из которых предлагается освоить определённые вопросы, относящиеся к выступлению на публике: подготовка текста, работа с голосом и телом, взаимодействие с аудиторией, освобождение от нервозности, выделение главного.

Можно было бы сказать, что в книге много «воды» и авторских самоповторов. Но в данном случае отнесу это к плюсам - постоянное повторение уже озвученных правил и принципов, рассказанных в разных контекстах, ведет к лучшему усвоению материала читателем. А коль скоро автор выделил на освоение приемов и практик оратора 7 дней (что, согласитесь, немного), то такое подспорье как нельзя кстати.

За эти 7 дней-глав читатель приобретает более чем базовый набор знаний по вопросам качественного публичного выступления: как его подготовить и провести.

В книге есть и основы теории в разумных дозах, и практические упражнения для выполнения читателем - в частности, упражнения на разминку тела и голосового инструмента перед выступлением для снижения напряженности и снятия нервозности.

В конце каждой главы даны списки из 10 вопросов для более полного и качественного усвоения материала. То есть, помимо справочного, имеется еще и обучающий эффект. Отчасти похоже на книги Б.Трейси - по количеству информации и стилю ее преподнесения.

Если кратко взять выжимку из книги, которая суть - выжимка из прочих книг на данную тематику, то получится примерно такой список лайфхаков оратора:

- готовьте речь - изучайте источники, прорабатывайте материалы, пишите текст выступления;

- избегайте лишнего;

- придерживайтесь плана;

- избавляйтесь от нервозности и суетливости;

- производите положительное впечатление;

- делайте паузы и, если это очень надо, используйте вспомогательные презентационные материалы - слайды и ролики.

Книгу можно посоветовать тем, кто начинает славный путь к высотам ораторского мастерства, либо еще не достиг его вершин. В ней есть основное, что нужно знать и уметь при подготовке и проведении выступления перед публикой, а также приведены практические упражнения, которые можно использовать при самостоятельных тренировках. 

Антон Демьянов

Недавно был с семьей на отдыхе в Кисловодске. В многих кафе, расположенных на Курортном бульваре, по вечерам играет живая музыка. Сидишь, кушаешь и слушаешь музыкантов, которые чинно и степенно исполняют свою программу. Хорошо играют, хорошо поют, но зачастую без какого-то внутреннего огонька. Возможно потому, что исполняют те или иные музыкальные композиции в четыреста семьдесят первый раз, вследствие чего работают на «автомате», утратив живость и не ощущая куража от происходящего.
И вот в один из вечеров на Курортном бульваре, по которому мы прогуливались, два паренька устроили музыкальное представление, исполняя различные популярные песни, нередко в своей авторской манере. Достаточно быстро вокруг них образовался заметный круг слушателей. Пожалуй, ребята не были столь профессиональны как музыканты, выступающие в кафешках, но в них было столько энергии, азарта и позитива, что это сразу привлекало и подкупало слушателей. Люди стояли и смотрели на ребят, а также делились с ними своими монетами и банкнотами. Они воспринимали их не как фон, дополняющий ужин, а как «основное блюдо» - представление, дарящее им удовольствие и радость за которое они были готовы заплатить.
«Какое это имеет отношении к ораторскому искусству?», - спросите вы. «Прямое», - отвечу я. Внутренний драйв и азарт от проводимого выступления очень важны для оратора. Их не заменить выученными приемами и техниками публичной речи. Ибо красивые слова без искреннего живого наполнения подобны красивой обертке под которой скрывается пустота.
Поэтому как бы высоко вы не забрались на гору ораторского мастерства, стремитесь сохранить в себе при работе с аудиторией живость, искренность и драйв. Тогда ваши слушатели будут ощущать, что вы по-настоящему интересуетесь общением с ними и стремитесь передать им свои мысли и идеи от сердца к сердцу. И уже только за это они будут благодарны вам и будут готовы простить вам огрехи в технике вашей речи или манере проведения выступления.


Алексей Дудин

У каждого хорошего выступления есть основная мысль.

Это та суть, которую оратор стремится донести до аудитории. Это то, к чему спикер хочет призвать, о чем поведать, что рассказать.

Главная мысль всегда выражается одной простой фразой или предложением.

А вот для ее донесения до аудитории могут быть использованы различные тезисы, примеры, истории, цифры, данные, анекдоты, в конце концов.

Основная идея выступления должна быть услышана и понята аудиторией.

Только в этом случае можно считать, что выступление прошло успешно.

Спустя какое-то время после прослушивания речи люди могут забыть подробности и детали. Например, могут забыть во что был одет оратор, какая была погода в тот момент времени, сколько точно длилось выступление. Но главную мысль выступления они должны запомнить надолго, в идеале, навсегда.

Если спикеру удалось этого добиться, значит, он смог достучаться до умов и сердец слушателей и запасть им в душу. Значит, его выступление удалось. В противоположность этому, если слушателям запомнилась одежда спикера или длительность речи оратора, а не главная мысль выступления, то это значит, что речь была произнесена напрасно. Она прошла мимо ушей слушателей, не затронула их сердца и не осталась в их памяти.

Если вы хотите проводить публичные выступления качественно, то продумывайте главную мысль каждого своего выступления, а также способы ее донесения до аудитории. Это позволит вам сконцентрироваться на главном. От раза к разу ваши выступления будут становиться лучше и лучше. Ведь, хорошими ораторами не рождаются, а становятся. В результате постоянной практики и совершенствования.

 

Алексей Дудин

Одинаково ли воспринимают окружающий мир мужчины и женщины? Конечно, нет. Ведь не случайно существует шутка, что мы с разных планет – сильная половина человечества с Марса, а прекрасная – с Венеры. И игнорировать гендерные особенности восприятия оратору никак нельзя. Иначе можно попасть впросак.

В рамках данного поста, хочу отметить три важных, с моей точки зрения, момента.

Первый момент. Для мужчин более важно, что будет говорить оратор, в то время как для женщин, как будет выглядеть спикер и как себя вести.

Второй момент. Для мужчин в большей мере важна чёткая аргументация, а для женщин эмоциональность и выразительность речи оратора.

Третий момент. Слыша слова и утверждения спикера, мужчины, в основном, не склонны искать в них какое-либо «второе дно». Женщины же, наоборот, стремятся найти в словах оратора помимо основного содержания какие-либо скрытые намеки (сообщение между строк) и на основе их выстраивают картину ближайшего будущего.

Спикеру важно понимать и учитывать указанные нюансы, как на этапе подготовки, так и в процессе проведения выступления. Это позволит правильно передать содержание своих идей как мужчинам, так женщинам. 

 

Валерий Зорин

Часто перед оратором возникает еще один очень важный вопрос: «Стоять или ходить?». Что же предпочесть: статику или динамику? Универсального ответа на данный вопрос не существует. В каждом конкретном случае необходимо учитывать характер предстоящего мероприятия.
Для официальных совещаний, отчетных собраний, выступлений с докладом в Думе или на научном симпозиуме статичные позы оратора и минимальная жестикуляция предполагаются атмосферой и традицией подобных мероприятий.«Беготня» и избыточная жестикуляция оратора будут, вероятнее всего, раздражать, отвлекать и веселить слушателей.
Если же речь идет о встрече с аудиторией в менее формальной обстановке, то оратору стоит продумать и грамотно использовать вопрос перемещение в пределах сцены и зала, либо иного места выступления. Важно найти оптимальную скорость и динамику своих передвижений, а также уместную исходя из характера выступления и места его проведения амплитуду жестов. С помощью движения, оратор, может привлекать, удерживать и акцентировать внимание аудитории на себе, а также на тех вопросах, которым посвящена его речь. Особенно, когда перемещения пребывают в гармоничном союзе с жестикуляцией спикера и его мимикой.
Какой бы вариант своего поведения, статичный или динамичный, вы не выбрали для конкретного выступления, не ограничивайте свой «ораторский арсенал» только им. Постоянно двигайтесь вперед в своем профессионализме и расширяйте спектр возможных поведенческих стратегий в качестве спикера.

Анна Кузнецова