Есть расхожая фраза, о том, что: «все в нашей жизни - переговоры». Так ли это? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нужно сначала определиться, что мы понимаем под переговорами.
Если мы считаем таковыми любую коммуникацию между людьми, то это явная ошибка. Потому что, переговоры - это процесс, в рамках которого стороны имеют интерес к тому, чтобы достичь некоторого соглашения и стремятся его достичь.
Если же происходит коммуникация, в ходе которой никто не хочет и никто не стремиться к достижению совместных договоренностей, то нет и переговоров. Так, например, директивная постановка руководителем «боевой задачи» подчиненному, проведение предпринимателем презентации для своих бизнес-партнеров, общение коллег об итогах недавней деловой поездки, или скажем разговор главбуха с налоговым инспектором, который уведомляет о начале налоговой проверки организации не являются переговорами. Это другие виды деловых коммуникаций.
Безусловно, в определенных случаях, общение может перейти в формат переговоров. Так, например, руководитель «озадачивая» сотрудника, может осознать, что для того, чтобы дело было выполнено в срок, нужно организовать работу подчиненного за пределами рабочего дня. А работник в свою очередь тоже может понять, что без «сверхурочки» не обойтись и, что если он грамотно построит разговор, то сможет выпросить у начальника не только повышенную оплату или отгул, но и какие-то другие бонусы. И вот тут появляются возможности для перехода руководителя и сотрудника к общению в режиме переговоров.
Также повод перейти к переговорам может появиться у предпринимателя, если к нему по итогам проведенной презентации подойдет какой-либо заинтересованный слушатель и предложит поговорить об условиях сотрудничества. Аналогичным образом переход к переговорному процессу может появиться и в других ситуациях. А может и не появиться. И тогда беседа или презентация подойдет к кону и никаких переговоров никто вести не будет.
Почему важно разграничивать и отделять друг от друга разные формы коммуникации? И понимать где заканчивается один формат общения, а где начинается другой. Ответ на этот вопрос, мой взгляд, очевиден. Потому что для каждого формата есть свои «законы жанра». И их нужно соблюдать, чтобы достичь положительного результата. Иначе итог общения будет печальным - как в басне про дурака, который на свадьбе рыдал, стонал и причитал, а на похоронах пел и веселился. И в итоге, был побит на обоих мероприятиях.
Алексей Дудин