+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Двадцать второго ноября 2024 года в г. Волжский Волгоградской области прошел форум "Профессии будущего".

В рамках указанного мероприятия руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел мастер-класс по публичным выступлениям для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

По отзывам участников, мастер-класс был динамичным и позитивным. 

"Меткое слово" благодарит организаторов форума за приглашение к сотрудничеству, а участников - за проявленное внимание и активность! 

 

Сегодня в России отмечается День народного единства. Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех с этим праздником! Сила страны, государства в сплоченности народа! Всем успехов и благополучия!  

 

Двадцать восьмого октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг «Публичные выступления: как держать себя на сцене» в Волгоградском государственном университете (ВолГУ). Мероприятие было предназначено для участников акселерационной программы по предпринимательству, реализуемой университетом. В конце тренинга прозвучало много отзывов о том, что мероприятие было интересным и полезным.

 

Двадцать третьего октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг "Ораторское искусство: как достигать успеха в публичных выступлениях" для группы сотрудников ООО "ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ". Мероприятие прошло в режиме позитива и драйва. По отзывам участников, материал тренинга был полезным, практичным и хорошо структурированным. 

 

Весной этого года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин прошел курс повышения квалификации "Теория и практика коммуникации" в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Недавно учебное заведение прислало соответствующее удостоверение.

 

 

Список сообщений по тегам

Как-то раз в ютубе мне попалась запись выступления известного бизнесмена Евгения Черняка в украинском Национальном аэрокосмическом университете им. Н. Е. Жуковского (бывшего во времена Советского Союза Харьковским Авиационный Институтом) в рамках социального образовательного проекта Школы IT-профессионалов «ProfIT». Зал был полон слушателей. Все выступление Евгения было построено по обычной для него схеме, т.е. не в виде заранее подготовленного доклада, а в виде живых ответов на вопросы, которые задавали участники мероприятия. В целом суть сказанного им слушателям была достаточно проста (но от этого слова Евгения не стали менее значимыми для аудитории): не останавливаться на достигнутом, постоянно читать и развиваться, ставить перед собой цели и неустанно работать для их достижения, а также учиться грамотно работать с рисками.

И вот ближе к концу мероприятия один парень, взял микрофон, и сказал примерно следующее: «В течение жизни я прочитал множество мотивационных книг, как экономист освоил нужные профессиональные знания, всю жизнь работал. Но как был «нищим», так им и остался, а хочу быть миллионером как вы. И когда я смотрю на вас, то понимаю, что я ничем не хуже чем вы. Что мне нужно сделать, чтобы «подняться» и продвинуться? У меня хороший спортивный дух. Я тоже хочу выступать!». Во время произнесения своей речи парень был вполне уверен в себе и своих силах.

В связи с этим Евгений решил дать ему шанс проявить себя. Он пригласил его на сцену и сказал: «Представь себе ситуацию, что ты выступаешь на этом мероприятии и тебе задали вопрос про метрики бизнеса, т.е. про то, как измерить эффективность работы компании. Чтобы бы ты ответил людям?».

Парень, бодро представился аудитории, потом сказал, что является магистром экономики и затем перешел к сути заданного ему вопроса. Создалсь впечатление, что настал его «звездный час». Но буквально через пару мгновений все поменялось. Парень начал говорить правильные вещи, но затем его в буквальном смысле накрыла волна адреналина и он «поплыл». От состояния уверенности не осталось и следа. Вся речь превратилась в некий набор плохо связанных друг с другом слов. Попытки взять себя в руки, к желаемому результату не привели. Слишком велико оказалось волнение. В итоге, парень был вынужден признать, что у него не так уж хорошо получается выступать со сцены, как ему представлялось до этого момента. Евгений постарался его успокоить. А также отметил, что подобные живые выступления не прощают поверхности и популизма. Чтобы бизнес-спикер был интересен слушателям, ему нужно, с одной стороны, реально иметь что-то полезное, чем он будет делиться с аудиторией (обладать экспертностью), а с другой - иметь хорошие навыки публичных выступлений. И пожелал ему успехов в развитии указанных моментов. Покидая сцену, парень поблагодарил Евгения и сказал, что произошедшее является лучший подарком для его развития.

Зачем я рассказал вам всю эту историю?

Для того, чтобы отметить важный, с моей точки зрения, момент.

Каждому из нас, время от времени, жизнь предоставляет хороший шанс проявить себя перед другими людьми в публичном пространстве. Тот, кто оказывается готов воспользоваться представившимся случаем, может буквально за несколько минут сделать заметный рывок в развитии своего бизнеса или карьеры. Тот же кто, оказывается не готов, не только «профукивает» свой «звездный час», но и формирует о себе совершенно не то впечатление, которое ему хотелось бы.

Достойно проявить себя в публичном пространстве, без умения хорошо говорить, деловому человеку практически невозможно. Поэтому регулярно инвестируйте свои силы и время в повышение ораторского мастерства (в том числе в развитие навыка спонтанного говорения). Только так вы сможете быть готовым хорошо проявить себя на сцене, когда представится соответствующий случай.

Алексей Дудин

В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» есть примечательный отрывок:
«[...]Обедать с доктором философии Опиром оказалось очень удобно. Можно было есть, пить и слушать. Или не слушать. Доктор Опир не нуждался в собеседнике. Доктор Опир нуждался в слушателе. Я в разговоре не участвовал, я даже не подавал реплик, а доктор Опир с наслаждением ораторствовал, почти не прерываясь, размахивая вилкой, но тарелки и блюда перед ним пустели тем не менее с прямо-таки таинственной быстротой. В жизни не встречал человека, который бы так искусно говорил с набитым и жующим ртом».
Примечателен этот отрывок, помимо талантливого описания персонажа художественного произведения, еще и тем, что здесь кратко, но весьма красноречиво перечислены антилайфхаки - то, чего оратору как раз-таки делать НЕ надо.
Воспользуемся приведенным фрагментом, чтоб сформулировать рекомендации по правильному построению выступления, качество которого однозначно возрастает, если оратор:
- не просто вещает («нуждается в слушателе»), а взаимодействует с аудиторией («нуждается в собеседнике») - обращается к публике, задает вопросы и отвечает на них;
- делает смысловые и интонационные паузы в своем выступлении (периодически «прерывается»), в том числе, для взаимодействия с аудиторией;
- подкрепился ПЕРЕД длительным выступлением качественной пищей, насыщенной протеинами. Этот простой лайфхак вмещает в себя 3 аспекта: протеин успеет начать расщепляться на аминокислоты, снабжая оратора силой и энергией; будет соблюден эстетический аспект; в конце концов, говорить с набитым ртом попросту неудобно.
Так художественные произведения помогают нам повторять и уяснять важные принципы в ораторском мастерстве. Обращайте внимание на них, и пусть ваши публичные выступления становятся с каждым разом более качественными и вдохновляющими.

Антон Демьянов

06.11.2018
Правило трех "П"
06.11.2018

Друзья, представьте себе ситуацию. Вы стоите на сцене за кулисами. Они вот-вот откроются. Софиты готовы осветить вас и представить публике. Зал полон. Вам предстоит через пару мгновений начать общаться с аудиторией.

Ваши мысли и чувства?

"Ужас! Что делать?" или же "Ура! Сейчас будет драйв!".

Волнение, безусловно, будет присутствовать у любого оратора, но генеральный эмоциональный и интеллектуальный настрой будет зависеть от того воспользовался ли спикер до выхода на сцену правилом трех "П".

Что это за правило?

Очень простое!

Любое публичное выступление будет по плечу, если:

1) Поверить в себя;

2) Подготовиться надлежащим образом;

3) Провести несколько репетиций грядущего выступления.

Друзья, пользуйтесь правилом трех "П" и осваивайте новые высоты ораторского мастерства!

И как говорил мастей Йода из "Звездных войн": "Да прибудет с вами сила!".

Алексей Дудин

Хочу поделиться своим мнением о книге Мэтта Эвери "Как научиться выступать на публике за 7 дней". 

Во-первых, отвечая на вопрос, вынесенный в названии книги, хочется сказать - никак. Но, это не страшно. Точнее, не так. Научиться публично выступать за 7 дней можно. Но чтобы уметь делать это хорошо, и автор подчеркивает эту мысль с первых строк книги, важно регулярно упражняться. Роль постоянной практики в деле освоения процесса выступлений основополагающая и критичная.

Книга небольшая по объему. Условно разбита на главы - «дни» - в каждый из которых предлагается освоить определённые вопросы, относящиеся к выступлению на публике: подготовка текста, работа с голосом и телом, взаимодействие с аудиторией, освобождение от нервозности, выделение главного.

Можно было бы сказать, что в книге много «воды» и авторских самоповторов. Но в данном случае отнесу это к плюсам - постоянное повторение уже озвученных правил и принципов, рассказанных в разных контекстах, ведет к лучшему усвоению материала читателем. А коль скоро автор выделил на освоение приемов и практик оратора 7 дней (что, согласитесь, немного), то такое подспорье как нельзя кстати.

За эти 7 дней-глав читатель приобретает более чем базовый набор знаний по вопросам качественного публичного выступления: как его подготовить и провести.

В книге есть и основы теории в разумных дозах, и практические упражнения для выполнения читателем - в частности, упражнения на разминку тела и голосового инструмента перед выступлением для снижения напряженности и снятия нервозности.

В конце каждой главы даны списки из 10 вопросов для более полного и качественного усвоения материала. То есть, помимо справочного, имеется еще и обучающий эффект. Отчасти похоже на книги Б.Трейси - по количеству информации и стилю ее преподнесения.

Если кратко взять выжимку из книги, которая суть - выжимка из прочих книг на данную тематику, то получится примерно такой список лайфхаков оратора:

- готовьте речь - изучайте источники, прорабатывайте материалы, пишите текст выступления;

- избегайте лишнего;

- придерживайтесь плана;

- избавляйтесь от нервозности и суетливости;

- производите положительное впечатление;

- делайте паузы и, если это очень надо, используйте вспомогательные презентационные материалы - слайды и ролики.

Книгу можно посоветовать тем, кто начинает славный путь к высотам ораторского мастерства, либо еще не достиг его вершин. В ней есть основное, что нужно знать и уметь при подготовке и проведении выступления перед публикой, а также приведены практические упражнения, которые можно использовать при самостоятельных тренировках. 

Антон Демьянов

Часто перед оратором возникает еще один очень важный вопрос: «Стоять или ходить?». Что же предпочесть: статику или динамику? Универсального ответа на данный вопрос не существует. В каждом конкретном случае необходимо учитывать характер предстоящего мероприятия.
Для официальных совещаний, отчетных собраний, выступлений с докладом в Думе или на научном симпозиуме статичные позы оратора и минимальная жестикуляция предполагаются атмосферой и традицией подобных мероприятий.«Беготня» и избыточная жестикуляция оратора будут, вероятнее всего, раздражать, отвлекать и веселить слушателей.
Если же речь идет о встрече с аудиторией в менее формальной обстановке, то оратору стоит продумать и грамотно использовать вопрос перемещение в пределах сцены и зала, либо иного места выступления. Важно найти оптимальную скорость и динамику своих передвижений, а также уместную исходя из характера выступления и места его проведения амплитуду жестов. С помощью движения, оратор, может привлекать, удерживать и акцентировать внимание аудитории на себе, а также на тех вопросах, которым посвящена его речь. Особенно, когда перемещения пребывают в гармоничном союзе с жестикуляцией спикера и его мимикой.
Какой бы вариант своего поведения, статичный или динамичный, вы не выбрали для конкретного выступления, не ограничивайте свой «ораторский арсенал» только им. Постоянно двигайтесь вперед в своем профессионализме и расширяйте спектр возможных поведенческих стратегий в качестве спикера.

Анна Кузнецова

«Летели по небу два крокодила. Один зеленый, другой на север. Вопрос: сколько лет веселому ежику, живущему на опушке леса?». В этой шуточной задачке нет никакой логики. И это забавно. А вот когда речь идет о сумбурном и нелогичном выступлении оратора, это отнюдь не забавно. Разумеется, если только мы не говорим о хорошо продуманном комическом выступлении, где вся «соль» в парадоксах, несостыковках и других подобных моментах. Во всех остальных случаях выступление оратора должно быть логичным. Каждый тезис спикера должен быть очевидным образом связан с предыдущим. Когда Вы готовите какое-либо публичное выступление, оцените насколько последовательно Вы переходите от одной озвучиваемой мысли к другой.
Посмотрите на план своего выступления как бы со стороны и задайте себе вопрос «Где логика?». Если очевидного ответа не находится, то это повод еще раз поработать над будущей речью. А если находится?
Тогда, это повод задать себе еще один важный вопрос: «Логика выступления будет понятная всей аудитории или только специалистам, глубоко разбирающимся в теме?». Если Вас посетит мысль, что узреть смысловую нить Вашего выступления будет под силу лишь профессионалам, а в аудитории будут не только они, но и простые смертные, то Вам снова будет иметь смысл поработать над своей речью. Ее суть должна быть очевидна и понятна всем, кто будет Вас слушать. Переход от тезиса к тезису должен быть охвачен одной сквозной смысловой нитью, пронизывающей все выступление от начала до конца. Не заставляйте слушателей задаваться вопросом: «Где логика?!».
Возражая против сказанного, кто-то, может отметить, что есть фильмы снятые режиссерами по принципу нелинейного монтажа и есть речи, произнесенные ораторами аналогичным образом. Что, мол, в указанных случаях логика не очевидна, есть лишь набор смысловых частей, которые как элементы мозаики сплетаются в одно целое только в финале фильма или выступления. Да, такой прием работы с аудиторией существует и его можно использовать в своей практике. Но, важно помнить, что при нелинейном монтаже, несмотря на кажущуюся хаотичность следующих друг за другом частей фильма или выступления, имеется своя логика. К завершению просмотра кинокартины или прослушивания речи оратора у людей наступает прозрение. Им становится понятно, как разрозненные части связаны в одно целое, и какой смысл в этом сокрыт. И это создает в сознании зрителя и слушателя нужный эффект.
Если сумбур в процессе выступления не завершится расстановкой точек на «i» в финале, то это вызовет у аудитории состояние замешательства и недоумения. А также недовольства бессмысленно потраченным временем. Поэтому всегда помните о важности присутствия логики в Вашем выступлении, и ее очевидности для аудитории.

Алексей Дудин