+7 (988)978-85-35
Мы находимся в Волгограде, но открыты к общению с людьми, интересующимися риторикой, переговорами и публичными выступлениями, из любой точки мира
Время работы: с 9-00 до 18-00 (мск)
Новости

Двадцать второго ноября 2024 года в г. Волжский Волгоградской области прошел форум "Профессии будущего".

В рамках указанного мероприятия руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел мастер-класс по публичным выступлениям для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

По отзывам участников, мастер-класс был динамичным и позитивным. 

"Меткое слово" благодарит организаторов форума за приглашение к сотрудничеству, а участников - за проявленное внимание и активность! 

 

Сегодня в России отмечается День народного единства. Мастерская риторики и публичных выступлений "Меткое слово" поздравляет всех с этим праздником! Сила страны, государства в сплоченности народа! Всем успехов и благополучия!  

 

Двадцать восьмого октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг «Публичные выступления: как держать себя на сцене» в Волгоградском государственном университете (ВолГУ). Мероприятие было предназначено для участников акселерационной программы по предпринимательству, реализуемой университетом. В конце тренинга прозвучало много отзывов о том, что мероприятие было интересным и полезным.

 

Двадцать третьего октября 2024 года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин провел тренинг "Ораторское искусство: как достигать успеха в публичных выступлениях" для группы сотрудников ООО "ИЦ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ". Мероприятие прошло в режиме позитива и драйва. По отзывам участников, материал тренинга был полезным, практичным и хорошо структурированным. 

 

Весной этого года руководитель Мастерской риторики и публичных выступлений "Меткое слово" Алексей Дудин прошел курс повышения квалификации "Теория и практика коммуникации" в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Недавно учебное заведение прислало соответствующее удостоверение.

 

 

Список сообщений по тегам

В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» есть примечательный отрывок:
«[...]Обедать с доктором философии Опиром оказалось очень удобно. Можно было есть, пить и слушать. Или не слушать. Доктор Опир не нуждался в собеседнике. Доктор Опир нуждался в слушателе. Я в разговоре не участвовал, я даже не подавал реплик, а доктор Опир с наслаждением ораторствовал, почти не прерываясь, размахивая вилкой, но тарелки и блюда перед ним пустели тем не менее с прямо-таки таинственной быстротой. В жизни не встречал человека, который бы так искусно говорил с набитым и жующим ртом».
Примечателен этот отрывок, помимо талантливого описания персонажа художественного произведения, еще и тем, что здесь кратко, но весьма красноречиво перечислены антилайфхаки - то, чего оратору как раз-таки делать НЕ надо.
Воспользуемся приведенным фрагментом, чтоб сформулировать рекомендации по правильному построению выступления, качество которого однозначно возрастает, если оратор:
- не просто вещает («нуждается в слушателе»), а взаимодействует с аудиторией («нуждается в собеседнике») - обращается к публике, задает вопросы и отвечает на них;
- делает смысловые и интонационные паузы в своем выступлении (периодически «прерывается»), в том числе, для взаимодействия с аудиторией;
- подкрепился ПЕРЕД длительным выступлением качественной пищей, насыщенной протеинами. Этот простой лайфхак вмещает в себя 3 аспекта: протеин успеет начать расщепляться на аминокислоты, снабжая оратора силой и энергией; будет соблюден эстетический аспект; в конце концов, говорить с набитым ртом попросту неудобно.
Так художественные произведения помогают нам повторять и уяснять важные принципы в ораторском мастерстве. Обращайте внимание на них, и пусть ваши публичные выступления становятся с каждым разом более качественными и вдохновляющими.

Антон Демьянов

Некоторые спикеры (особенно начинающие) считают необходимым начать выступление с извинения за низкий уровень своей ораторской квалификации. Мол, простите, я не очень хороший спикер, да и к тому же сильно волнуюсь. Поэтому у меня вряд ли получится блестящее выступление, но вы уж потерпите, пожалуйста. Или говорят, что было мало времени на подготовку, поэтому выступление будет «так себе», но если бы времени было больше, то тогда, конечно все бы было просто «супер-пупер».
Мне такое начало работы с аудиторией кажется категорически неприемлемым по двум причинам.
Во-первых, извиняясь за низкий уровень ораторской квалификации, спикер тем самым изначально настраивается на поражение и параллельно с этим пытается снять с себя ответственность за качество выступления. Вследствие этого он начинает работать не в полную силу, а в лучшем случае на 60%-70% от возможного максимума.
Во-вторых, произнося обозначенные выше фразы, оратор своими руками (вернее говоря, словами) настраивает аудиторию против себя. Отсутствие большого опыта, волнение или малое количество времени на подготовку не означает автоматически плохого выступления. Но, слушатели, которые на первой минуте общения с оратором узнают от него, что им предстоит услышать откровенно слабую и неподготовленную должным образом публичную речь, начинают думать: «А зачем тогда этот чудак вообще вышел на сцену и взял микрофон? Почему он решил, что имеет право тратить наше время, занимая его какой-то ерундой?». И, соответственно, начинают скучать, дремать, «ковыряться» в мобильном телефоне или злиться. Последний вариант особенно актуален для случаев, когда посещение мероприятия было платным или отняло много времени на дорогу.
Задача оратора сделать любое выступление максимально полезным, интересным и комфортным для аудитории. Поэтому вместо того, чтобы извиняться за свой малый опыт или отсутствие должного времени на подготовку, лучше сосредоточить внимание на том, чтобы выступить максимально хорошо. Сфокусируйтесь на обозначенном моменте, как на этапе подготовки публичной речи, так и на этапе работы с аудиторией. Сделайте все возможное чтобы провести достойное выступление. Получится сделать все хорошо - прекрасно. Будут огрехи - учтете их на будущее и извинитесь в конце своего общения с аудиторией. Но ни в коем случае не «убивайте» выступление на первых минутах выхода к публике своими извинениями за низкий уровень ораторской квалификации или плохое качество проработки материала.

Алексей Дудин

Если вам предстоит выступать публично, вы должны тщательно продумать не только план своей речи, но и внешний облик. Как гласит известная поговорка, встречают по одежке. Поэтому внешний вид спикера (прическа, одежда, обувь, аксессуары) имеет большое значение. Он может как помочь оратору провести хорошее выступление, так и помешать этому.
Ключевые правила, которым важно следовать - это соответствие внешнего облика спикера той аудитории, перед которой он будет выступать, а также его адекватность времени, месту и обстановке, в которой будет проходить работа со слушателями.
За исключением непреодолимых форс-мажорных ситуаций вам будет глупо приходить в майке, шортах и сланцах в конференц-зал, где намечено выступление перед банкирами. Аналогичным образом, будет странным решением придти в смокинге на неформальную встречу, которая предполагает дружеское общение спикера со слушателями без всякого официоза.
У каждого из нас есть внутренний фильтр "свой - чужой", благодаря которому мы формируем первое впечатление о человеке и затем относим его к людям своего круга, заслуживающим доверия, либо к категории "чужих", странных и непонятных людей, не вызывающих у нас доверия. Работа указанного фильтра во многом основана на подсознательной оценке именно внешнего облика незнакомца.
Поэтому чтобы повысить свои шансы на успех в ходе публичного выступления, оратору важно стремиться использовать тот внешний образ, который поможет аудитории отнести его к категории "своих людей", заслуживающий внимания и доверия.

Алексей Дудин

Известная фраза гласит, что глаза - это зеркало души. Во время коммуникации во взгляде каждого из нас отражается очень и очень много. Наше состояние, эмоции и отношение к тому, кто нас слушает. Если во время общения мы прячем взгляд, то большинство людей начинает ощущать дискомфорт. Они как будто ощущают себя обделенными. Им не хватает зрительного контакта. Кроме того, отсутствие визуального контакта в ходе общения нередко истолковывается как неискренность.

Именно поэтому оратор не имеет права игнорировать данный момент при проведении публичного выступления. Спикеру необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией. При этом важно избегать ошибки начинающих ораторов, которые выбирают среди слушателей двух-трех человек и смотрят только на них. Спикер должен уделять свое «визуальное внимание» всем слушателям.

Когда речь идет о большой аудитории можно условно разделить все пространство, где находятся слушатели на три сектора (центральный, а также два боковых - левый и правый) и затем во время произнесения речи обращать свой взгляд к слушателям каждого из выделенных секторов. Практика показывает, что когда спикер обращает взор в адрес какого-либо сектора аудитории, каждому слушателю соответствующего сектора кажется, что оратор смотрит именно на него. Благодаря этому у слушателя возникает ощущение, что спикер его видит и уделяет ему внимание.

Приведу один пример. Некоторое время назад мне довелось побывать на торжественно-деловом форуме, проходившем в столице нашей страны. После того как завершилась официальная часть, сцена была предоставлена в распоряжение популярных артистов, приглашенных организаторами, чтобы порадовать и развлечь участников мероприятия.

И вот на сцене оказалась певица Натали. Она исполняла свою известную песню «О Боже, какой мужчина!». Как опытная артистка, Натали отлично установила визуальный контакт с аудиторией и затем поддерживала его по описанной схеме, обращая свой взгляд в сторону то одного, то другого сектора зрительного зала. Благодаря этому, судя по реакции мужской части аудитории, каждому представителю сильного пола казалось, что песня исполнялась именно для него.

Друзья, при подготовке и проведении публичных выступлений помните о важности установления и поддержания зрительного контакта с аудиторией. Уделяйте должное внимание данному аспекту работы со слушателями и это, раз за разом, будет добавлять дополнительные баллы в копилку успешности вашего публичного выступления.

Алексей Дудин

06.11.2018
Правило трех "П"
06.11.2018

Друзья, представьте себе ситуацию. Вы стоите на сцене за кулисами. Они вот-вот откроются. Софиты готовы осветить вас и представить публике. Зал полон. Вам предстоит через пару мгновений начать общаться с аудиторией.

Ваши мысли и чувства?

"Ужас! Что делать?" или же "Ура! Сейчас будет драйв!".

Волнение, безусловно, будет присутствовать у любого оратора, но генеральный эмоциональный и интеллектуальный настрой будет зависеть от того воспользовался ли спикер до выхода на сцену правилом трех "П".

Что это за правило?

Очень простое!

Любое публичное выступление будет по плечу, если:

1) Поверить в себя;

2) Подготовиться надлежащим образом;

3) Провести несколько репетиций грядущего выступления.

Друзья, пользуйтесь правилом трех "П" и осваивайте новые высоты ораторского мастерства!

И как говорил мастей Йода из "Звездных войн": "Да прибудет с вами сила!".

Алексей Дудин

У каждого хорошего выступления есть основная мысль.

Это та суть, которую оратор стремится донести до аудитории. Это то, к чему спикер хочет призвать, о чем поведать, что рассказать.

Главная мысль всегда выражается одной простой фразой или предложением.

А вот для ее донесения до аудитории могут быть использованы различные тезисы, примеры, истории, цифры, данные, анекдоты, в конце концов.

Основная идея выступления должна быть услышана и понята аудиторией.

Только в этом случае можно считать, что выступление прошло успешно.

Спустя какое-то время после прослушивания речи люди могут забыть подробности и детали. Например, могут забыть во что был одет оратор, какая была погода в тот момент времени, сколько точно длилось выступление. Но главную мысль выступления они должны запомнить надолго, в идеале, навсегда.

Если спикеру удалось этого добиться, значит, он смог достучаться до умов и сердец слушателей и запасть им в душу. Значит, его выступление удалось. В противоположность этому, если слушателям запомнилась одежда спикера или длительность речи оратора, а не главная мысль выступления, то это значит, что речь была произнесена напрасно. Она прошла мимо ушей слушателей, не затронула их сердца и не осталась в их памяти.

Если вы хотите проводить публичные выступления качественно, то продумывайте главную мысль каждого своего выступления, а также способы ее донесения до аудитории. Это позволит вам сконцентрироваться на главном. От раза к разу ваши выступления будут становиться лучше и лучше. Ведь, хорошими ораторами не рождаются, а становятся. В результате постоянной практики и совершенствования.

 

Алексей Дудин

Часто перед оратором возникает еще один очень важный вопрос: «Стоять или ходить?». Что же предпочесть: статику или динамику? Универсального ответа на данный вопрос не существует. В каждом конкретном случае необходимо учитывать характер предстоящего мероприятия.
Для официальных совещаний, отчетных собраний, выступлений с докладом в Думе или на научном симпозиуме статичные позы оратора и минимальная жестикуляция предполагаются атмосферой и традицией подобных мероприятий.«Беготня» и избыточная жестикуляция оратора будут, вероятнее всего, раздражать, отвлекать и веселить слушателей.
Если же речь идет о встрече с аудиторией в менее формальной обстановке, то оратору стоит продумать и грамотно использовать вопрос перемещение в пределах сцены и зала, либо иного места выступления. Важно найти оптимальную скорость и динамику своих передвижений, а также уместную исходя из характера выступления и места его проведения амплитуду жестов. С помощью движения, оратор, может привлекать, удерживать и акцентировать внимание аудитории на себе, а также на тех вопросах, которым посвящена его речь. Особенно, когда перемещения пребывают в гармоничном союзе с жестикуляцией спикера и его мимикой.
Какой бы вариант своего поведения, статичный или динамичный, вы не выбрали для конкретного выступления, не ограничивайте свой «ораторский арсенал» только им. Постоянно двигайтесь вперед в своем профессионализме и расширяйте спектр возможных поведенческих стратегий в качестве спикера.

Анна Кузнецова

«Летели по небу два крокодила. Один зеленый, другой на север. Вопрос: сколько лет веселому ежику, живущему на опушке леса?». В этой шуточной задачке нет никакой логики. И это забавно. А вот когда речь идет о сумбурном и нелогичном выступлении оратора, это отнюдь не забавно. Разумеется, если только мы не говорим о хорошо продуманном комическом выступлении, где вся «соль» в парадоксах, несостыковках и других подобных моментах. Во всех остальных случаях выступление оратора должно быть логичным. Каждый тезис спикера должен быть очевидным образом связан с предыдущим. Когда Вы готовите какое-либо публичное выступление, оцените насколько последовательно Вы переходите от одной озвучиваемой мысли к другой.
Посмотрите на план своего выступления как бы со стороны и задайте себе вопрос «Где логика?». Если очевидного ответа не находится, то это повод еще раз поработать над будущей речью. А если находится?
Тогда, это повод задать себе еще один важный вопрос: «Логика выступления будет понятная всей аудитории или только специалистам, глубоко разбирающимся в теме?». Если Вас посетит мысль, что узреть смысловую нить Вашего выступления будет под силу лишь профессионалам, а в аудитории будут не только они, но и простые смертные, то Вам снова будет иметь смысл поработать над своей речью. Ее суть должна быть очевидна и понятна всем, кто будет Вас слушать. Переход от тезиса к тезису должен быть охвачен одной сквозной смысловой нитью, пронизывающей все выступление от начала до конца. Не заставляйте слушателей задаваться вопросом: «Где логика?!».
Возражая против сказанного, кто-то, может отметить, что есть фильмы снятые режиссерами по принципу нелинейного монтажа и есть речи, произнесенные ораторами аналогичным образом. Что, мол, в указанных случаях логика не очевидна, есть лишь набор смысловых частей, которые как элементы мозаики сплетаются в одно целое только в финале фильма или выступления. Да, такой прием работы с аудиторией существует и его можно использовать в своей практике. Но, важно помнить, что при нелинейном монтаже, несмотря на кажущуюся хаотичность следующих друг за другом частей фильма или выступления, имеется своя логика. К завершению просмотра кинокартины или прослушивания речи оратора у людей наступает прозрение. Им становится понятно, как разрозненные части связаны в одно целое, и какой смысл в этом сокрыт. И это создает в сознании зрителя и слушателя нужный эффект.
Если сумбур в процессе выступления не завершится расстановкой точек на «i» в финале, то это вызовет у аудитории состояние замешательства и недоумения. А также недовольства бессмысленно потраченным временем. Поэтому всегда помните о важности присутствия логики в Вашем выступлении, и ее очевидности для аудитории.

Алексей Дудин

Как вы проводите время, собираясь с друзьями в большой шумной компании?
Рассказываете друг другу новости? Пьете чай? Смотрите телевизор?
Я предлагаю Вам в следующий раз, когда Вы соберетесь со своими товарищами, не просто провести время вместе, а сделать это интересно, весело и с пользой. Для этого рекомендую Вам опробовать психологическую игру под названием «Угадай эмоциональный посыл». Она проводится следующим образом. Все участники компании встают в круг. Один человек берет мяч для большого тенниса (или любой другой предмет, который можно безопасно перебрасывать друг другу) и взглядом выбирает кого-либо из участников игры. После того как обладатель мяча убедится, что его взгляд замечен соответствующим человеком, он легонько бросает ему мяч. И одновременно с этим задает с каким-либо эмоциональным посылом (раздражением, восторгом, восхищением, вызовом, подозрением и т.п.) вопрос: «Да?». Человек, которому брошен мяч, должен распознать адресованный ему эмоциональный посыл, а затем ровно в том же духе ответить: «Нет!». Задача всех остальных участников группы также в том, чтобы угадать какими были исходный и ответный эмоциональные посылы, а кроме того в том, чтобы определить, совпадают они или нет. После обмена мнениями в компании, человек, у которого находится мяч, выбирает нового адресата и все повторяется вновь.
Практика показывает, что 30-40 минут в процессе такой игры пролетают весело, интересно и незаметно. Несмотря на всю несерьезность описанной игры, польза от нее очень велика. Игра помогает научиться выбирать эмоциональный посыл и точно передавать его при помощи слов. Она учит делать это так, чтобы нас правильно понимали. Игра универсальна. В нее можно играть во взрослых, детских и разновозрастных компаниях. Для тех, кто хочет развить свои ораторские компетенции, описанная игра не просто полезна, а поистине бесценна. Ведь если в ходе произнесения речи спикер не сможет правильно передать аудитории свой эмоциональный посыл, то он тем самым на порядок, а то и на два порядка, снижает эффективность своего публичного выступления.

Валерий Зорин