В повести Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» есть примечательный отрывок:
«[...]Обедать с доктором философии Опиром оказалось очень удобно. Можно было есть, пить и слушать. Или не слушать. Доктор Опир не нуждался в собеседнике. Доктор Опир нуждался в слушателе. Я в разговоре не участвовал, я даже не подавал реплик, а доктор Опир с наслаждением ораторствовал, почти не прерываясь, размахивая вилкой, но тарелки и блюда перед ним пустели тем не менее с прямо-таки таинственной быстротой. В жизни не встречал человека, который бы так искусно говорил с набитым и жующим ртом».
Примечателен этот отрывок, помимо талантливого описания персонажа художественного произведения, еще и тем, что здесь кратко, но весьма красноречиво перечислены антилайфхаки - то, чего оратору как раз-таки делать НЕ надо.
Воспользуемся приведенным фрагментом, чтоб сформулировать рекомендации по правильному построению выступления, качество которого однозначно возрастает, если оратор:
- не просто вещает («нуждается в слушателе»), а взаимодействует с аудиторией («нуждается в собеседнике») - обращается к публике, задает вопросы и отвечает на них;
- делает смысловые и интонационные паузы в своем выступлении (периодически «прерывается»), в том числе, для взаимодействия с аудиторией;
- подкрепился ПЕРЕД длительным выступлением качественной пищей, насыщенной протеинами. Этот простой лайфхак вмещает в себя 3 аспекта: протеин успеет начать расщепляться на аминокислоты, снабжая оратора силой и энергией; будет соблюден эстетический аспект; в конце концов, говорить с набитым ртом попросту неудобно.
Так художественные произведения помогают нам повторять и уяснять важные принципы в ораторском мастерстве. Обращайте внимание на них, и пусть ваши публичные выступления становятся с каждым разом более качественными и вдохновляющими.
Антон Демьянов