«Летели по небу два крокодила. Один зеленый, другой на север. Вопрос: сколько лет веселому ежику, живущему на опушке леса?». В этой шуточной задачке нет никакой логики. И это забавно. А вот когда речь идет о сумбурном и нелогичном выступлении оратора, это отнюдь не забавно. Разумеется, если только мы не говорим о хорошо продуманном комическом выступлении, где вся «соль» в парадоксах, несостыковках и других подобных моментах. Во всех остальных случаях выступление оратора должно быть логичным. Каждый тезис спикера должен быть очевидным образом связан с предыдущим. Когда Вы готовите какое-либо публичное выступление, оцените насколько последовательно Вы переходите от одной озвучиваемой мысли к другой.
Посмотрите на план своего выступления как бы со стороны и задайте себе вопрос «Где логика?». Если очевидного ответа не находится, то это повод еще раз поработать над будущей речью. А если находится?
Тогда, это повод задать себе еще один важный вопрос: «Логика выступления будет понятная всей аудитории или только специалистам, глубоко разбирающимся в теме?». Если Вас посетит мысль, что узреть смысловую нить Вашего выступления будет под силу лишь профессионалам, а в аудитории будут не только они, но и простые смертные, то Вам снова будет иметь смысл поработать над своей речью. Ее суть должна быть очевидна и понятна всем, кто будет Вас слушать. Переход от тезиса к тезису должен быть охвачен одной сквозной смысловой нитью, пронизывающей все выступление от начала до конца. Не заставляйте слушателей задаваться вопросом: «Где логика?!».
Возражая против сказанного, кто-то, может отметить, что есть фильмы снятые режиссерами по принципу нелинейного монтажа и есть речи, произнесенные ораторами аналогичным образом. Что, мол, в указанных случаях логика не очевидна, есть лишь набор смысловых частей, которые как элементы мозаики сплетаются в одно целое только в финале фильма или выступления. Да, такой прием работы с аудиторией существует и его можно использовать в своей практике. Но, важно помнить, что при нелинейном монтаже, несмотря на кажущуюся хаотичность следующих друг за другом частей фильма или выступления, имеется своя логика. К завершению просмотра кинокартины или прослушивания речи оратора у людей наступает прозрение. Им становится понятно, как разрозненные части связаны в одно целое, и какой смысл в этом сокрыт. И это создает в сознании зрителя и слушателя нужный эффект.
Если сумбур в процессе выступления не завершится расстановкой точек на «i» в финале, то это вызовет у аудитории состояние замешательства и недоумения. А также недовольства бессмысленно потраченным временем. Поэтому всегда помните о важности присутствия логики в Вашем выступлении, и ее очевидности для аудитории.
Алексей Дудин