Почему речи одних спикеров слушают с упоением, а других не удостаивают должным вниманием? Ответ прост, потому что грамотные ораторы используют ряд приемов, которые позволяют им управлять вниманием слушателей, а другие о них не знают или совершенно напрасно ими пренебрегают. Если вы хотите всегда быть в фокусе внимания аудитории, то используйте пять простых способов удержания аудитории.
1. Варьируйте скорость и громкость своей речи. Самым простым и действенным способом нагнать на человека дремоту является монотонная речь. Когда оратор что-то равномерно «бухтит» 5-10 минут слушатели либо погружаются в трансовое состояние, либо «убегают» в смартфоны, в которых для них есть что-то более интересное – игры, новостные ленты социальных сетей, мессенджеры или электронная почта.
Для спикера крайне важно время от времени варьировать скорость и громкость своей речи. Причем делать это необходимо не механически, а осознанно, расставляя соответствующими изменениями смысловые акценты. Провозглашать лозунги и идеи хорошо громким голосом, а рассказывать что-то в доверительном тоне разумно немного тише. Призывая к действию, уместно увеличить скорость речи, а стремясь все четко и подобно объяснить, наоборот, слегка замедлить.
2. Двигайтесь. Мы так устроены, что любой двигающийся объект привлекает наше внимание гораздо больше, чем неподвижный. Поэтому, если оратор жестикулирует и совершает какие-то перемещения в ходе своего выступления, то это помогает ему удерживать внимание аудитории.
Важно, чтобы все динамические элементы были уместны исходя из количества слушателей, темы и характера выступления, а также места его проведения. Я имею в виду амплитуду и характер жестов, а также скорость и направление передвижений.
Например, если спикер, выступая перед небольшой аудиторией, использует чрезмерно амплитудные жесты (от плеча), это смотрится странно и комично. Нелепо смотрится и оратор, который вместо совершения разумных разовых перемещений, без остановки ходит по сцене взад-вперед, как тигр в клетке.
3. Рассказывайте истории. Вся наша жизнь состоит из каких-то случаев, встреч и приключений о которых можно поведать публике. Любая история – это какой-то пример из жизни, а все мы очень любим примеры, и с удовольствием слушают истории. Используйте интересные случаи из жизни как вступление, как наглядную иллюстрацию тезисов или как эффектный финал произнесения речи.
Иногда из одной хорошей истории можно построить целостное публичное выступление. Как-то раз мне довелось ехать от аэропорта до дома с интересным таксистом. В ходе часовой поездки он рассказал мне поистине удивительную историю, как он пробовал свои силы в разных видах предпринимательской деятельности (открывал зимний каток, собирался организовать водные прогулки на Волге, владел летним кафе, запускал проект с прокатом детских игрушек-лошадок и т.п.). История была настолько яркой и увлекательной, что практически врезалась в мою память.
Как-то раз, когда мне предстояло выступить на одном деловом мероприятии, я использовал ее как «стержень» своего выступления: сначала рассказал саму историю, а затем разобрал все кейсы таксиста-предпринимателя с точки зрения сильных и слабых сторон его управленческих и правовых решений. Выступление прошло очень успешно. С одной стороны, благодаря подготовке и большому опыту публичных выступлений, а с другой – благодаря тому, что важные теоретические аспекты давались вкупе с интересной жизненной историей предприимчивого парня.
4. Используйте юмор. Если публичное выступление посвящено какой-то трагической теме, в речи оратора шуткам, конечно, не место. Во всех остальных случаях юмор полезен.
Рассказанные «в тему» анекдоты и грамотно поданные остроумные мысли помогут вам удерживать внимание и повышать запоминаемость материала. Анекдот в тему. Разговаривают два преподавателя университета – опытный и молодой. Начинающий педагог интересуется у своего умудренного жизнью коллеги как можно быстро привлечь внимание дремлющих в ходе лекции студентов к наиболее важной теме.
«Я обычно поступаю так», - отвечает ему опытный преподаватель, - Перед важной темой я замолкаю на две-три секунды, а потом громко говорю «….помогает избежать беременности …». После этого все студенты, даже те, кто почти спал, тут же вскидывают голову и внимательно смотрят на меня около пяти минут. И этого мне достаточно, чтобы рассказать им ключевые моменты новой темы».
5. Создавайте атмосферу интерактива и взаимодействия. Когда спикер не просто произносит речь, а создает взаимодействует с аудиторией, это дает слушателям возможность ощутить себя полноценными участниками происходящего. В результате аудитория получает больше удовольствия от выступления оратора и лучше запоминает услышанный материал.
Чтобы создать требуемую атмосферу, необходимо задавать слушателям вопросы. Вопросы практически всегда вызывают реакцию у слушателей и стимулируют их мыслительную деятельность, побуждают давать обратную связь.
Кто-то может возразить, что не всегда у оратора есть возможность вести диалог с публикой, и в качестве примера подобной затруднительной ситуации привести случай, когда в зале находится несколько сотен человек, а оратор выступает на сцене.
На первый взгляд кажется, что в подобной обстановке спикеру крайне затруднительно задавать вопросы слушателям и строить живой диалог с аудиторией, но это не так. Во-первых, вопросы могут быть риторическими. А во-вторых, вопросы могут быть адресованными не к конкретному слушателю, а ко всей аудитории.
Люди в зале могут отвечать на них подниманием рук или аплодисментами – в зависимости от того какие инструкции даст оратор, задавая вопрос. Достаточно посмотреть пару-тройку хороших выступлений в жанре «stend-up» (проводимых перед большой аудиторией) чтобы понять, как это выглядит и работает.
Алексей Дудин
Статья опубликована в Журнале "Секреты бизнеса" № 5 (01-02) 2019 года, стр. 58-69
Поделиться с друзьями: